«DIGNITATIS HUMANAE» - Страница 4

18 сентября «интегристы» подали петицию с подписями более сотни епископов, просивших дать им возможность составить документ, отражающий их понимание религиозной свободы, отменив голосование по проекту, но 21 сентября с одобрения папы Павла VI дискуссии были прекращены, и общим голосованием (1997 голосов против 224) предложенный текст был принят как основа для составления окончательного варианта декларации. Из-за болезни Дж.К. Мюррей не смог продолжить доработку проекта с учётом сотен предложений и замечаний соборных участников, и общую редакцию текста возглавил Ив Конгар. В качестве компромисса с консервативным меньшинством в пятой редакции проекта (textus recognitus) были помещены указания на католическую церковь как на хранительницу истинной религии, которую все люди обязаны искать и принять; тем не менее, новая версия декларации, представленная Собору 25 октября, получила большое количество письменных замечаний и 27 октября была отправлена для корректировки в Секретариат по содействию христианскому единству. 17 ноября шестой вариант декларации (textus denuo recognitus) был вынесен на соборное обсуждение. Ввиду не прекращающейся полемики по документу папа Павел VI распорядился добавить в преамбулу декларации фразу о сохранении «в неприкосновенности традиционного католического учения о нравственных обязанностях людей и сообществ по отношению к истинной религии и единой Церкви Христовой». 19 ноября общее голосование приняло документ «в целом» (1954 голоса против 249), хотя число голосовавших против «интегристов», заявивших о несоответствии этой фразы общему содержанию документа, продолжало оставаться значительным. Пытаясь снизить количество отрицательных голосов при финальном голосовании, в начале декабря папа сообщил участникам Собора о своём одобрении декларации и желании её принятия. 7 декабря состоялось последнее голосование по декларации (2308 голосов против 70) и её провозглашение под официальным названием «Dignitatis humanae» (DH). Согласно трактовке католических теологов, формат декларации предполагает наличие в ней вероучительных положений, принимаемых Римско-католической церковью (прежде всего, это относится к преамбуле), однако основное её содержание обращено не только к католикам, но и ко всему прочему человечеству. В преамбуле утверждается истинность католической церкви, но (так же как и в конституции о церкви «Lumen Gentium»), отсутствует утверждение её единственности.

 



 
PR-CY.ru