Словарь по христианству Д ДАМАСКИН АГРАФОРЕНДИНИОТ

ДАМАСКИН АГРАФОРЕНДИНИОТ

ДАМАСКИН АГРАФОРЕНДИНИОТ (конец XVIII – начало XIX вв.) – монах, греческий кодикограф, автор певческих рукописей. По мнению исследователей, происходил из Фессалии, поскольку его прозвище соответствует названию монастыря Рендина в горном районе Аграфа (Фессалия). Исследователи предполагают, что он впоследствии жил в монастыре Ксиропотам на Афоне, т.к. большая часть рукописей и протографов относятся к этому монастырю. Палеографический анализ показал, что Дамаскин Аграфорендинот (по крайней мере, в начале рукописной деятельности) использовал в качестве протографа две рукописи: «Анфологии» (автограф 1767 или 1770 г. Анастасия Ваиаса) и автограф 1781–1782 гг. Димитрия Лота (конец XVIII в.). Автографами Дамаскина Аграфорендинота исследователи признают следующие сборники: Cобрание сочинений Петра Берекета (1785 г.), «Анфология» Петра Берекета (1789 г., 1794 г.), «Анфология» (1797 г.), «Анфология» (1802 г.), «Анфология» (1807 г.), Cобрание сочинений Петра Берекета (1808 г.), «Ирмологий» Петра Берекета (1809 г.), Сочинения Петра Берекета (1812 г.). Кроме того, на основании сходства почерков исследователи приписывают Дамаскину Аграфорендиноту создание множества других певческих рукописей конца XVIII – начала XIX вв. Исследователи отмечают, что подзаголовки его рукописей бывают двух типов: краткий («в 1785 писано рукой Дамаскина монаха Аграфорендиниота», «в 1794 писано рукой Дамаскина недостойного и грешного Аграфорендиниота») и более пространный, который включает обычное в рукописной традиции стихотворное обращение. Множество автографов Дамаскина Аграфорендинота свидетельствует не только о том, что писец был любителем творчества мелургов, но и о том, что кодикография была его ремеслом (так, в одном кодексе указан некий заказчик священник Анфимий). Дамаскин Аграфорендинот копировал сочинения авторов византийского и поствизантийского периода (Иоанна Кукузеля, Ксена Корониса, Иоанна Клады, Мануила Хрисафа, Хрисафа Нового, митрополита Новых Патр Германа, священника Баласиса, Петра Берекета и др.) и мелургов XVIII в. (протопсалтов Иоанна Трапезундского, Даниила, Григория, Петра Византийского, Панайотиса Халацоглу, лампадария Петра Пелопонесского, иеромонаха Мелетя Синаита, Георгия Критского и др.). По мнению исследователей, заслуга Дамаскина Аграфорендинота в том, что наряду с известными сочинениями константинопольской традиции он переписывал и сочинения местных авторов, фессалийских мелургов Анастасия Рапсаниота, Дамаскина Фессалийца, Мануила Гуты, иеромонаха Метеорского Парфения. Исследователи предполагают, что в одном из исследований о сочинении иеромонаха Парфения (полиелее «Раби Господа») благодаря рукописной деятельности Дамаскина Аграфорендинота его мелос был главенствующим в традиции Метеор.

 
PR-CY.ru