ДАВИД КОБАЙРЕЦИ

ДАВИД КОБАЙРЕЦИ (1150? – 1220? гг.) – армянский вардапет, богослов, философ, педагог, толкователь. Название его родины и другие биографические сведения сообщает колофон рукописи. Учился в Ахпатском монастыре у вардапетов Вардана и Петроса. Впоследствии сам был удостоен степени вардапета и преподавал в том же монастыре; среди его учеников были Симеон Вардапет, ванахайр (настоятель) Багнайра, вардапет Мхитар Кобайреци, Хачатур Абеха (инок). Как один из виднейших и образованнейших вардапетов своего времени Давид Кобайреци (наряду с Мхитаром Гошем, Игнатиосом, Варданом) приглашался почти на все Соборы и активно участвовал в религиозно-политической жизни Армении. Давид Кобайреци был против чрезмерных уступок сторонников церковной унии с Византией; в числе других его подпись значится в «Послании вардапетов Северной Армении», написанном от имени духовенства Восточной Армении Армянскому католикосу Григору IV Отроку (ум. в 1193 г.) в связи с общеармянским Собором, созванным им в 1178 г. в Ромкле. Давид Кобайреци оставил богатое научное наследие. Активно сотрудничая с местными (например, с Мхитаром Гошем) и с киликийскими вардапетами, внёс существенный вклад в развитие ахпатской школы, особенно в жанре комментариев. Наряду с толкованиями книг Ветхого и Нового Завета («Толкование Книг Иова и Исаии, Евангелия от Матфея») Давид Кобайреци составил комментарии на произведения Филона Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, а также Давида Анахта и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Эти сочинения написаны в жанре «причин и начал» – своего рода комментариев, разъясняющих необходимость и обстоятельства появления того или иного труда. Многие из «причин» Давида Кобайреци дошли до нас в составе неопубликованного сборника этиологического характера, составленного Григором, сыном Абаса (здесь же есть «причины», написанные Мхитаром Гошем). Они входят во вторую часть книги («Причины тонких письмен»), где, в основном, комментируются произведения «внешних» (светских) авторов и сочинения отцов церкви (например: «Причины и разрешения речей Григория Богослова», «Причины речей Григория Нисского», «Начало и причина сочинения Григория Нисского “О девстве”», «Начало и причина труда “О строении человека”» и т.д.). Большинство «причин» Давида Кобайреци не опубликовано, его литературная деятельность мало изучена. Исследователи могут лишь сказать, что он был сторонником краткости изложения (в колофоне «Толкования Книги Исаии» Давид Кобайреци сообщает: «И, взяв комментарии святых толкователей и сократив их, я объединил их вместе и передал посредством сжатой мысли, сохранив, однако, всю их мощь») и был сведущ в теории высшего, созерцательного, комментария. Давид Кобайреци похоронен в Ахпате близ колокольни. Надгробная надпись гласит: «Сие есть надгробие духовного отца нашего, Давида, вардапета Кобайреци».

 
PR-CY.ru