«ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» - Страница 2

О том, что епископ Питирим перед «разглагольством» держал Александра и его сподвижников «под караулом», что «Дьяконовы ответы» были поданы в заключении, и в это же время епископ Питирим вынудил старообрядцев подписать «Доношение», Александр сообщает также в «Исповедании веры», оставленном в керженских скитах перед отъездом в Санкт-Петербург. В столице Александр был арестован по обвинению в том, что «Прошение» было составлено им единолично, без совета скита. В течение двух недель его пытали и безуспешно требовали назвать сообщников. 4 марта 1720 г. Александра отправили в Нижний Новгород, где 21 марта он был казнён. За этим последовал разгром керженских скитов. Вопрос об авторстве «Дьяконовых ответов» исследователями не вполне прояснён. Керженская традиция закрепила за книгой имя Александра, который подал её епископу Питириму, хотя руководитель дьяконова согласия, судя по его свидетельствам, прямого отношения к тексту не имел. И в «грамотках» игумену Питириму 1716 г., и в «Прошении» 1720 г. Александр неоднократно указывал на трудности подготовки ответов и нигде не упоминал о своём непосредственном участии в создании текста; кроме того, на завершающем этапе составления книги, с декабря 1718 г., он, находясь «под караулом» в Успенском монастыре, не имел возможности редактировать текст. «Дьяконовы ответы» – плод коллективного творчества старообрядцев дьяконова согласия и Выголексинского общежительства. Для восстановления истории написания «Дьяконовых ответов» и установления круга источников текста исследователям важны сведения из Жития Андрея Денисова, написанного Андреем Борисовым в 1780 гг. с использованием свидетельств очевидцев и сохранявшихся в Выговской пустыни рассказов о первом киновиархе. В Житии, в главе «О написании блаженным отцем Андреем Дионисиевичем “Нижеградских ответов”» (Российская государственная библиотека), говорится о знакомстве Андрея Денисова в Москве «с единым весма добрым человеком из согласия, нарицаемаго поповщина, с которым они весма потщателно многия обыскаша вещи, иже зело подкрепление дающе древлецерковному святому благочестию». Когда же керженские старообрядцы оказались перед необходимостью дать ответы игумену Питириму, они обратились за помощью к своему благодетелю-москвичу, но тот, «ведая их всех немощь в писменном руководстве» и будучи уверен, «яко ко оному составлению непременно быть надлежит грамматическому правописанию, и риторическому искусству, и непогрешению» в богословии и в Священном Писании, обратился к Андрею Денисову, давая ему всё «нужнопотребное к написанию их ответов». Москвичом, который выступил в качестве посредника между керженскими дьяконовцами и Выговским общежительством, как полагают исследователи, был живший в Москве идеолог дьяконова согласия Тимофей Матвеев Лысенин.

 



 
PR-CY.ru