Словарь по христианству Д ДЖРУЧСКОЕ I ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

ДЖРУЧСКОЕ I ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

ДЖРУЧСКОЕ I ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ – иллюминированная рукопись, переписанная в 936 г. насельником монастыря Шатберди иеромонахом Гавриилом по заказу настоятеля того же монастыря Григория; хранится в Институте рукописей Корнелия Кекелидзе, куда поступила из монастыря Джручи (вывезена Евфимием (Эквтиме) Семёновичем Такаишвили в начале XX в.). Джручское I Четвероевангелие исполнено на пергамене (26х21 см, 297 листов) в два столбца заглавным письмом асомтаврули. Деревянный переплёт обтянут коричневой кожей с тиснёным орнаментом, на лицевой стороне помещено чеканное распятие, форма креста дублирована по внешнему контуру серебряными «пуговками». Рукопись украшена в 940 г. художником Тевдоре, колофон с именем которого помещён на титульном листе над квадрифолием, образованным двухцветной каймой (текст внутри квадрифолия добавлен позже). В начале рукописи на обеих сторонах листа размещены восемь таблиц канонов. Миниатюры заключены в архитектурные рамки в виде сдвоенных или одинарных арок, опирающихся на мраморные колонки со стилизованными ионическими или коринфскими капителями. Подножия арок украшены крупными, свободной формы листьями. Текст каждого Евангелия предваряют по два листа с миниатюрами, на одном – евангелисты с кодексами в руках, на другом – различные композиции: евангелист Матфей и поясное изображение Богородицы с Младенцем в прямоугольном обрамлении, евангелист Марк и «Исцеление слепого», евангелист Лука и «Исцеление расслабленного», евангелист Иоанн и «Исцеление бесноватого». Миниатюры отличаются высоким художественным уровнем. Массивность античных по формам фигур облегчена за счёт тонкого линеарного рисунка, впечатление прозрачности которого достигается отсутствием на некоторых участках цвета внутри контура. Светлый колорит основан на тёплых охристых и тёмно-коричневых оттенках. Иконографические (тип юного, безбородого Христа, включение в орнаменты архитектурных элементов: колонок, украшенных стилизованной растительной резьбой, или навершия обрамления, имеющего форму раковины) и стилистические (трактовка обнажённого тела бесноватого) особенности миниатюр указывают на влияние раннехристианского оригинала.

 
PR-CY.ru