ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич - Страница 9

Многие статьи И.Г. Чавчавадзе посвящены православным праздникам. Так, он писал, что «родился Христос, наш Господь, пришедший в человеческом облике на землю, чтобы научить человека человечности»; в праздник Пасхи – «христианство знает, зачем оно восхваляет этот день: Христос воскрес и восстановил Своё человеколюбивое учение, завет Своей новой жизни». И.Г. Чавчавадзе писал о монастырях («О грузинской святой обители в Афинах»), грузинских святых («Праздник св. Нино», «Мученик Луарсаб», «Грузинский народ и подвижничество св. Нино») и др.; особое значение придавал заслугам монашества, называя монастырь «залогом», «силой христианского вероисповедания». По его словам, в храмах, Божьих обителях, «собираются люди и вместе со священнослужителями... осознают сладость спокойствия и безгрешности, которая приходит к верующему человеку». Говоря о совместимости религии и науки, И.Г. Чавчавадзе отмечал, что «наука должна основываться на истинном мировоззрении», и приводил в пример деятельность Имеретинского епископа Гавриила (Кикодзе); считал, что православие сыграло значительную роль в формировании грузинского национального самосознания. Родину, язык и веру, «три божественные сокровища», предки оставили в наследство грузинам. Из этой триады он отдавал предпочтение вере, поскольку, по его словам, именно в вере воплотились «родина, родная земля, нация». И.Г. Чавчавадзе полагал, что любая вера достойна уважения. Те же качества он отмечал и ценил в своих соплеменниках: писал, что «грузин, преданный своей религии, умеет уважать и другие. Поэтому в нашей истории нет примера угнетения и гонения других вероисповеданий... угнетённые и изгнанные из других стран за веру люди всегда находили мирную обитель и свободу совести в Грузии». Любовь И.Г. Чавчавадзе называл тем «главным корнем», на котором «взошло древо новой жизни» – христианство. Любовь «светит и греет, как солнце» («Христос воскрес!»). Убеждая читателей в необходимости поста и раскаяния, писал, что каждый христианин «должен задуматься о своей прошедшей жизни и осознать свои грехи», «если он хочет быть истинным христианином и не упустить время для раскаяния». Нация, «которая желает долголетия и будущего для себя, должна думать о том, чтобы в её сердце жила и расцветала добродетель», потому что «только добродетельный человек превращает эту жизнь в храм, где восславляют Господа, и в рай, где царит человеческое счастье» («Слово, произнесённое на церемонии при посвящении во епископа преподобного Александра [Окропиридзе]»).



 
PR-CY.ru