Словарь по христианству Ч ЧЕТЫРКИН Василий Васильевич

ЧЕТЫРКИН Василий Васильевич

ЧЕТЫРКИН Василий Васильевич (1885–1948 гг.) – русский православный библеист. Родился в Смоленской губернии, в 1912 г. окончил Cанкт-Петербургскую Духовную академию (ученик Николая Никаноровича Глубоковского) и историко-филологический факультет Петроградского университета (1915 г.), где слушал лекции Бориса Александровича Тураева. В 1920–1925 гг. – профессор кафедры истории Средних веков и истории религий в Саратовском университете. Идеологический гнёт заставил Четыркина покинуть университет. После этого он работал преподавателем в средних учебных заведениях Ленинграда. В 1946 г. приглашён в Ленинградскую Духовную академию на кафедру Священного Писания Нового Завета. Главная работа Четыркина – его магистерская диссертация «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование» (Петербург, 1916 г.) – является самым основательным трудом на эту тему в русской православной библеистике. Глубокий знаток древней и новой экзегетической литературы, автор даёт анализ всех теорий о происхождении Откровения, начиная с Дионисия Великого до библеистов начала XX в. Он показывает несостоятельность гипотезы, согласно которой Откровение есть лишь переработка иудейского апокалипсиса, разбирает вопрос о вавилонских влияниях на Откровение, поднятый Иоганном Гункелем (1862–1932 гг.). По мнению В.В. Четыркина, для истолкования символов Откровения нет нужды прибегать к внебиблейским источникам, а достаточно обратиться к ветхозаветной традиции. Исследуя проблему авторства Откровения, автор подчёркивает, что против свидетельства древнего церковного предания нет никаких веских возражений. Легенда о том, что апостол Иоанн принял мученическую кончину ещё в середине I в., представляется ему недостоверной. На попытку отождествить автора Откровения с Иоанном Пресвитером В.В. Четыркин отвечает тезисом, что Пресвитер и апостол Иоанн – одно и то же лицо. Его основной вывод заключается в том, что после господства радикальной критики западная библейская наука постепенно приближается к традиции. Эта же мысль выражена им и в актовой речи, произнесённой в Ленинградской Духовной академии: «Новозаветная письменность в древнецерковном предании и библейская критика нового времени» (ЖМП, 1948).

 
PR-CY.ru