Словарь по христианству Б БРУНИ Фёдор Антонович

БРУНИ Фёдор Антонович

БРУНИ Фёдор Антонович (1799–1875 гг.) – русский живописец, график. Сын итальянского художника Антонио Бруни. В 1807 г. приехал с отцом в Россию. Первоначально обучался у своего отца, в 1809–1818 гг. в Санкт-Петербургской императорской Академии Художеств по классу живописи у Василия Козьмича Шебуева. За картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение, перед царицей Навзикаей» был удостоен звания классного художника. В 1818 г. на средства своего отца уехал в Италию для дальнейшего изучения живописи, где жил до 1835 г. В 1824 г. был избран членом римской Академии св. Луки за картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» (Русский музей), написанную по заказу князя Барятинского. В 1834 г. в России за эту картину Ф.А. Бруни получил звание академика. В 1836 г. был удостоен звания профессора второй степени, в 1846 г. – профессора первой степени. В 1827 г. по заказу императора Николая I копировал фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея». В этот период написал «Моление о чаше», «Богоматерь с Предвечным Младенцем» и картон с изображением крещения св. Ольги. В 1830 г. Ф.А. Бруни создаёт цикл офортов на тему русской истории по заказу Общества поощрения художников. В 1836 г. был вызван в Санкт-Петербург для выполнения живописных работ в Исаакиевском соборе, одновременно начал преподавательскую деятельность в императорской Академии Художеств. В эти годы создаёт иконы-картины для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе «Мадонна», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина» и «Святой Александр»; для парусов Большой церкви в Зимнем дворце – «Четыре Евангелиста», для церкви Павловского кадетского корпуса – «Святой Архангел Михаил», копию с «Мадонны Альба» Рафаэля. В 1838 г. Ф.А. Бруни вновь отправился в Рим, где, обращаясь к ветхозаветному сюжету, создал программное полотно «Медный змий» (1841 г., Русский музей). Картина, написанная по всем правилам классицистического искусства и не чуждая романтическим веяниям эпохи, произвела огромное впечатление на современников, вызвав много откликов и публикаций. В 1841–1845 гг. в Риме Ф.А. Бруни работал над эскизами для росписи Исаакиевского собора. Исполнил композиции (25 картонов, Третьяковская галерея и Русский музей) «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Ноево жертвоприношение», «Омовение ног», «Спаситель, вручающий Петру ключи от Царствия Небесного», «Явление Господа Апостолам по Воскресении». Для полукружия над аттиком написал картоны «Творец, благословляющий всё созданное» и «Святой Дух в сонме ангелов». На плафонах собора – «Введение Первородного Сына Божия во Вселенную», «Второе пришествие Сына Божия», «Пророцы на кости», «Егда сотворены быша звёзды, восхвалиша Мя вси ангелы». Оригиналы по ним частично исполнил сам, некоторые были выполнены его учениками. Для Казанского собора Ф.А. Бруни в 1841 г. написал композиции «Покров Богородицы», «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами». Выполнил в технике энкаустики образ Богородицы для церкви-капеллы в Петергофе, ряд картонов. Созданные им картины на религиозные сюжеты, по мнению исследователей, являются типичными для официального академического иконописания, стиль которого формировался под влиянием живописи мастеров эпохи Возрождения, однако они более сдержанны, лишены жанровых элементов, что придаёт им торжественно-возвышенный характер. С 1846 по 1871 гг. Ф.А. Бруни был преподавателем императорской Академии Художеств, с 1849 по 1864 гг. – хранителем картинной галереи в Эрмитаже. В 1855–1871 гг. исполнял должность ректора в Академии Художеств по классу живописи и ваяния, с 1866 г. заведовал мозаичным отделением при Академии Художеств.

 
PR-CY.ru