БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ

БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). Относительно времени её возникновения единого мнения у исследователей нет; в настоящее время принята широкая датировка от Х до ХII в. Исследователи предполагают, что Боянская церковь была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), которая упоминается византийским хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в середине ХI в. К древней части Боянской церкви относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, который был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на втором этаже во имя великомученика Пантелеимона; в середине ХIХ в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на северной стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук сербского короля Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается, как полагают исследователи, постройки им притвора с придельной церковью во имя великомученика Пантелеимона, а не всего храма. При Калояне, о чём также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел, и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы двух более древних слоёв. Самый ранний только зафиксирован, от второго сохранились несколько фрагментов: «Поклонение жертве» – в апсиде, архидиакон Стефан – на южной стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» – на южной стене наоса, Распятие – на западной стене, Иоанн Дамаскин – на южном своде западного рукава креста, на восточной стене притвора, к северу от двери – фигура Иисуса Христа в рост, к югу – святителя Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше. В куполе представлен Господь Вседержитель в медальоне, поддерживаемом восемью фигурами: архангелами (Михаилом, Гавриилом, Уриилом и Рафаилом) и ангелами. В парусах – пишущие евангелисты (изображены стоя). Исследователи считают уникальнойиконографию апостола Иоанна, диктующего Прохору: из небесного сегмента, вверху справа, исходят лучи, которые окутывают сидящую фигуру Прохора, изображённого на фоне церковной постройки.

 



 
PR-CY.ru