БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ В ЧЕРНИГОВЕ

БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ В ЧЕРНИГОВЕ, по сведениям Ипатьевской летописи, построена великим Киевским князем Святославом Всеволодовичем (1176–1194 гг.) в северо-восточной части княжеской крепости (детинца), на высоком берегу реки Стрижень; освящена в марте 1186 г. (Полное собрание русских летописей). К XVII в. церковь Благовещения обветшала и была разобрана, в 1676 г. на её месте поставили одноимённый деревянный храм, разобранный в 1772 г. Фундаменты и остатки стен древней церкви Благовещения были обнаружены в 1876 г. Исследование, проведённое в 1946–1947 гг. археологической экспедицией под руководством Бориса Александровича Рыбакова, подтвердило принадлежность остатков церкви конца XII в., что стало важным шагом к восстановлению истории древнерусской архитектуры. От древнейшего здания церкви Благовещения сохранились фундаменты (кроме апсид), нижние части стен (на высоту нескольких кирпичей), фрагменты полов и склепы под полом. Это была крестово-купольная трёхнефная постройка с тремя апсидами и широким нартексом, окружённая с трёх сторон галереями. Ширина вместе с галереями – 26 м, без галерей – 17,25 м, длина исследователям неизвестна (восточная часть не сохранилась). Церковь Благовещения по размерам была равна черниговскому Борисоглебскому собору (1120 гг.) и лишь немного уступала древнейшему княжескому храму Чернигова Спасо-Преображенскому собору (1030–1040 гг.). Наиболее близки церкви Благовещения по типу плана и особенностям кладки Борисоглебский собор в Старой Рязани и Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове (оба второй половины XII в.). Стены храма снаружи и внутри были расчленены лопатками; судя по мощным полуколоннам наружных лопаток, галереи имели два яруса. На востоке галереи завершались квадратными в плане помещениями с утолщёнными стенами, как полагают исследователи, здесь находились башни, которые вели во второй ярус галерей и на хоры. Появление башен, по мнению исследователей,  связано с влиянием романской архитектуры, характерным для памятников Чернигова с конца XI в. Центральный неф и трансепт были слегка расширены (сторона подкупольного квадрата – 5,5–5,6 м), боковые нефы – узкие, равны по ширине наружным галереям. Столбы храма квадратные в основании, со стороной 190 см, но выше, как полагают исследователи, были крещатыми. Стены сложены в равнослойной кладке на цемяночном растворе из красного кирпича, а пилястры и полуколонны – из жёлтого. При раскопках найдено большое количество кирпичей разнообразных форм: треугольных, полукруглых, в виде трапеций. Изнутри храм был украшен фресками, фрагменты которых найдены при раскопках. Полы в центральном нефе, трансепте и апсиде покрыты мозаикой из крупных кусков смальты (до 7–8 см) разного цвета, а в остальной части – поливными керамическими плитками жёлтого, зелёного и вишнёвого цвета. В подкупольном пространстве сохранился неповреждённый фрагмент первоначального пола с изображением павлина в круглом медальоне. При проведении раскопок были обнаружены фрагменты белого камня с резным орнаментом (птица, заключённая в переплетающиеся стебли) – по мнению исследователей, деталь капители или сени (кивория) над престолом, части аркатурного пояса, черепки амфор-голосников и куски листов свинцовой кровли. Храм служил усыпальницей: в галереях под полами обнаружены погребения, в восточных концах – кирпичные саркофаги. Исследователи полагают, что в одном из них в 1196 г. был погребён Трубчевский князь Всеволод Святославич: «Положиша его в ц(е)ркви с(вя)тые Б(огороди)ци в Чернигове...» (Полное собрание русских летописей).

 
PR-CY.ru