БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ – трёхъязычный клинописный текст на скале Бехистун в 30 км от Керманшаха (современный Иран). Один из важнейших источников по политической истории державы Ахеменидов, отражающий события 522–519 гг. до н.э. Бехистунская надпись была высечена по приказу персидского царя Дария I (522–486 гг.) на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. Дешифровка систем письменности Бехистунской надписи заложила основы научного исследования древней Передней Азии. Надпись, сопровождаемая рельефными изображениями, высечена в искусственном углублении на поверхности выступа конечной части Загросского хребта с левой стороны караванного пути, соединявшего Вавилон и мидийскую столицу Экбатаны (современный Хамадан), на высоте примерно 105 м. Высота надписи составляет 7 м 80 см, её длина – 22 м. В центре, под рельефами, располагаются пять столбцов древнеперсидского текста, слева от него, на одном уровне, помещён эламский вариант, над последним находится вавилонский текст. На рельефе изображён Дарий I, попирающий левой ногой Гаумату, своего главного политического противника. Правая рука царя поднята в молитвенном жесте, в левой он держит лук. За спиной Дария I стоят два воина, как предполагают учёные, копьеносцем является Гобрий, лучником – Аспатина. Оба воина ниже Дария I, но значительно выше девяти мятежных правителей, изображённых слева от фигуры Дария I. Они идут шеренгой, связаны длинной цепью за шеи, их руки скручены за спиной. Только вождь скифского племени тиграхауда выделяется благодаря своей высокой остроконечной шапке. Надо всей этой группой изображена парящая фигура Азура Мазды. Божество представлено в человеческом облике, на голове корона с рогами, оно выступает из солнечного диска, похожего на птицу, с крыльями, хвостом и лапами. Левой рукой оно протягивает кольцо Дарию I, что символизирует обряд вручения царской власти, правой благословляет Дария I. Средняя высота всей скульптурной группы – 3 м, длина – 5 м 48 см. Помимо основных Бехистунская надпись имеет ещё 11 малых надписей на трёх языках, они находятся над изображением лиц или под ступнями. Бехистунская надпись содержит официальную версию истории начального этапа правления Дария I: его приход к власти через свержение узурпатора Гауматы, первые шаги по ликвидации политического наследия предшественника, подавление вспыхнувших вскоре многочисленных мятежей в различных частях Персидской державы. Дарий I утверждает, что ему удалось справиться с мятежниками в течение «одного года». Ввиду недоступности надписи для чтения снизу и быстрого забвения древнеперсидской клинописи достоверные знания о надписях Дария I пресеклись ещё в древности: ни средневековая, ни современная иранская традиции не знают содержания Бехистунской надписи. Первые же удовлетворительные описания рельефов появляются не раньше Нового времени (путешественника второй половины XVII в. А. Бембо, отчёты Жоана Оттера и Ж. Оливье, около 1734 г., Р. Гарданна, конец XVII в.). Выдвигавшиеся путешественниками гипотезы были далеки от истины: например, по Р. Гарданну, Ахура Мазда с лучами света – это крест, а фигуры под ним – 12 апостолов.

 



 
PR-CY.ru