Словарь по христианству Б БОДХИСАТТВА

БОДХИСАТТВА

БОДХИСАТТВА (санскр. bodhi – sattva букв. – существо, стремящееся к просветлению) – в буддийской мифологии и философии человек (или какое-либо другое существо), который, находясь в круге сансары, достигает высшего состояния, позволяющего ему стать буддой, но отказывается от этого во имя спасения других живых существ. Концепция бодхисаттвы несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь бодхисаттвы прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные буддийские школы называют число таких будд от 5 до 24), а также будда нынешнего мирового периода Шакья-Муни и будущего мирового периода Майтрея, который продолжает пребывать в состоянии бодхисаттвы, пока не наступит его время. В махаяне путь бодхисаттвы доступен монахам, мирянам, а также существам, обитающим на земле и в других мирах, их число бесконечно. Бодхисаттва проходит десять стадий духовного роста, обретая в результате десять видов власти (над собственной жизнью, умом, поведением, осознанным будущим рождением, наклонностями, деяниями, овладевает Законом, сверхъестественными способностями, медитацией, знанием) и десять видов силы (терпения, интуиции, отречения, сосредоточения, добродетели, практики, а также врождённой, аналитической, созерцательной и умственной). Высший нравственный подвиг бодхисаттвы состоит в добровольном отказе от перехода в состояние и ранг будды для того, чтобы оказывать помощь в обретении спасения всем живым существам. Сам не становясь буддой, он помогает другим стать им. Бодхисаттвы могут воплощать те добродетели, которыми они наделены в мифологии: Авалокитешвара – сострадание, Манджушри – мудрость. В центральноазиатской (тибетской, монгольской, бурятской) форме буддизма возник особый институт воплощения бодхисаттвы в конкретную историческую личность (царя, главы буддийской школы, настоятеля монастыря), в литературе их называют «перерожденцами» и «живыми богами». Так, все 14 далай-лам, которые, последовательно сменяя друг друга, возглавляли школу Гелуг, считаются воплощениями бодхисативы Авалокитешвары. Со временем была выработана особая система поиска таких «живых богов», сыгравшая немалую роль в политической истории Центральной Азии.

 
PR-CY.ru