«БУНДАХИШН» - Страница 2

Материальный мир создаётся за шесть периодов, когда были сотворены последовательно небо, вода, земля, растения (земной мир описывается также в главах 8–25), «единосотворённый» бык и Гайомарт. Ормазд предоставляет фравашам (бессмертным душам) выбор между вечным пребыванием в духовном состоянии или воплощением в материальном мире для того, чтобы обеспечить победу над злом, фраваши выбирают второе. Ахриман, которого Ормазд лишил силы чтением особой молитвы Ахунавар и созданием Гайомарта, остаётся бездеятельным 3 тыс. лет, но «Распутница», дэв женского пола, подстрекает его напасть на небо, землю, воду и другие творения Ормазда (главы 1–5); в шестой главе подробно рассказывается о нападении Ахримана на творение Ормазда – на небо, воду, землю, растения, единосотворённого быка (чей труп даёт жизнь растениям, а семя, собранное и очищенное на луне, – животным), Гайомарта (из его тела образованы металлы, а из семени, собранного и очищенного на солнце, – первая человеческая пара, сначала в форме ревеня), на огни и т.д. Две трети семени Гайомарта были собраны Нерйосангом, земля приняла оставшуюся треть, из которой возникает ревень, чей ствол превращается в первую человеческую пару: Машйа и Машйане. Они не слушаются Ормазда, почитают дэвов, познают таинства супружества, и у них появляется потомство (глава 14). Далее в «Бундахишн» подробно описывается человеческий организм (глава 28) и рассказывается о судьбе души после смерти: три дня она пребывает возле тела, на четвёртый покидает этот мир и встречает свою веру в виде девушки, красивой или уродливой, в зависимости от праведности или греховности души. Затем душа проходит через мост Чинвад, широкий, если она праведна, или узкий, если грешна; изображаются рай, ад и чистилище для тех, чьи добрые дела уравновешивают злые (глава 30). По «Бундахишн», для воскрешения людей Ормазд воспользуется костью от земли, кровью от воды, волосами от растений, глазами от огня, т.е. воскрешение будет своего рода «восстановлением» человека. Гайомарт, созданный первым, и воскреснет первым, затем все воскресшие подвергнутся суду в собрании Исадвастара, сына Зардушта. Каждый почувствует на себе последствия своих поступков и претерпит испытание расплавленным металлом, который для праведных «покажется тёплым молоком». Родители, дети, братья и друзья снова встретятся. Сошйанса убьёт быка Хадйоша, из его жира и из хома (подробно описанного в главе 24) приготовят напиток бессмертия для воскресших. Все демоны будут побеждены. На обновлённой земле не будет гор, она станет гладкой и ровной, а мир – бессмертным навечно. В Европе «Бундахишн» стал известен, когда Абрахам Гиацинт Анкетиль-Дюперрон привёз из Индии рукопись краткой версии и в 1771 г. опубликовал её перевод на французский язык. Полная версия была обнаружена в Иране в конце XIX в.; факсимильное издание, подготовленное Т.Д. Анклесарией, вышло в 1908 г.



 
PR-CY.ru