Словарь по христианству Б «БХАГАВАДГИТА»

«БХАГАВАДГИТА»

«БХАГАВАДГИТА» – (санскр. – «Песнь Бхагавата», т.е. бога Кришны) – один из важнейших памятников индуизма, поэма метафизического и нравственно-этического содержания; входит в шестую книгу эпоса «Махабхарата»; относится к смрити, или священному преданию. Время создания – около второй половины I тыс. до н.э. Сюжетно «Бхагавадгита» представляет собой диалог перед началом великой битвы между двумя героями: воином Арджуной и его колесничим, в роли которого выступает бог Кришна как аватара Вишну-Нараяны. Кришна, вдохновляя сомневающегося Арджуну на битву ради высшей справедливости (дхармы), произносит проповедь, ставшую основным содержанием «Бхагаватгиты». В ней синтезируется учение «Упанищад», прежде всего, о бестелесном атмане-Брахмане как основе бытия, которого не замутняют «касания плоти», хотя он и именуется «вечным носителем тела». Данное положение (т.к. атман неуничтожим и, следовательно, убийство как таковое невозможно) становится мотивом призыва Кришны к кшатрию Арджуне непоколебимо и бесстрашно исполнить свою дхарму. «Бхагавадгита» также вбирает в себя ранние философские учения санкхьи и йоги, идеи вишнуитской секты бхагаватов с их культом Кришны как аватары Вишну. Учение «Бхагавадгиты» имеет ярко выраженный теистический характер: избавление от цепей сансары и достижение мокши возможно, главным образом, через личностное божество – Ишвару (он же Бхагават – синоним «щедрого и милостивого» бога, владеющего личной судьбой человека). В «Бхагавадгите» выделяются три пути освобождения: джняна-йога (джняна-марга) – путь знания; карма-йога (карма-марга) – путь действия; бхакти-йога (бхакти-марга) – путь любви к богу. Если джняна-марга как «царский» путь высшего знания медитативной практики йоги и мистического созерцания предназначен для брахманов, то два других пути доступны всем (даже шудрам и женщинам). Ядро учения «Бхагавадгиты» о карма-йоге, в котором кристаллизуется этика индуизма, заключается в необходимости выполнения каждым человеком предписаний и обязанностей именно своей варны (позже касты), ибо «чужая дхарма опасна». Основная идея «Бхагавадгиты» – действие без стремления к выгодному результату, т.е. незаинтересованное, бескорыстное отправление человеком своей дхармы, приобретающее жертвенный, богоугодный смысл и переходящее таким образом к бхакти – благоговейной любви к «господу», преданности и почитанию его до самозабвения. В «Бхагавадгите» бхакти провозглашается высшим из путей достижения спасения. «Бхагавадгита» имела большое влияние на индуистское возрождение и национально-освободительное движение XIX–XX вв., в частности на Бала Гангатхара Тилака (автора «Гиты-Рахасьи»). Как первый переведённый на европейский (английский) язык древнеиндийский памятник, «Бхагавадгита» породила огромное количество других переводов, а также комментаторской и исследовательской литературы. Русским исследователем Всеволодом Сергеевичем Семенцовым, владевшим многими древними языками (включая греческий и сирийский), была предложена своеобразная интерпретация «Бхагавадгиты» как описания особого способа душевной тренировки, путём рецитации текста приводящего к состоянию непрерывного знания-припоминания или самозамкнутого сознания.

 
PR-CY.ru