БРАХМО САМАДЖ

БРАХМО САМАДЖ (Общество (поклонения) Брахману) – религиозно-реформаторская организация, созданная в 1828 г. в Калькутте Раммоханом Роем. Будучи брахманом по рождению, Раммохан Рой в юности испытал на себе сильное влияние как христианской, так и мусульманской теологии. Результатами этого стали его желание очистить индуизм от наслоений, которые он считал отступлением от подлинного индуизма, и возвращение этой религии к так называемому ведическому монотеизму. В учении Раммохана Роя Брахман – это единый Бог, и ему должны поклоняться все индусы, преодолевая сектантские размежевания; идолопоклонство и жертвоприношения он считал суевериями, освободиться от которых поможет разум. Для осуществления этих задач Раммохан Рой и создал Брахмо самадж. Он перевёл «Упанишады» на английский и бенгальский языки и использовал их текст на собраниях Брахмо самадж, где проповедовали, молились и пели гимны, прославлявшие единого высшего бога, открывшегося людям в Упанишадах. После смерти основателя Брахмо самадж пришла в упадок и возродилась в 1842 г. благодаря активной деятельности Дебендранатха Тагора (1817–1905 гг.), который ввёл обряд посвящения и присягу, но это не спасло организацию от расколов. Причина разногласий присутствовала в Брахмо самадж изначально, т.к. в учении Раммохана Роя содержались элементы как исконных верований, так и приобретённых под западным влиянием. Для консервативно настроенного Дебендранатха Тагора главным было первое, для его радикальных оппонентов – второе. В результате радикалы под началом К. Сена в 1866 г. создали собственное движение «Бхаратваршия Брахмо самадж». Количество членов Брахмо самадж никогда не превышало 10 тыс., но они принадлежали к индийской интеллектуальной элите, поэтому влияние этой организации было несоизмеримо с её численностью, например, при поддержке Брахмо самадж британские власти запретили ритуал «сати» (самосожжения вдов). В XIX в. её деятельность привела к противостоянию индийских западников и националистов, во многом напоминавшему идейную борьбу западников и славянофилов в России. Именно это противостояние породило в конце века такое явление, как неоиндуизм, адепты которого ведут активную проповедническую деятельность за пределами Индии.

 
PR-CY.ru