БРАХМАН

БРАХМАН – в большинстве направлений индийской религиозно-философской мысли обозначает высший принцип мироздания, безличную абсолютную реальность. По своему происхождению слово «Брахман» (ср. рода, образованное от корня брих – «расти, расширяться») связано, как полагают исследователи, с мифологемой Мирового древа и его обрядовой структурой. Древнейшие значения (сакральная формула, священное слово и магическая сила) отражены в текстах «Вед». Как высший космический принцип Брахман впервые выступает в «Атхарваведе». Детальную разработку получает в «Упанишадах», где он характеризуется как высшее объективное и запредельное начало, произведшее мир со всеми его формами и явлениями, включая богов, в результате «оплотнения» или «огрубления» некоторой своей части. Брахман недоступен рациональному постижению и потому в «Упанишадах» определяется только апофатически как «невидимое, непроявленное, непознаваемое, невоплощённое», т.е., согласно одному из «великих речений» «Упанишад», как «не то, не то». Приобщение к Брахману, божественной основе вселенной, является преодолением смерти, выходом в вечность из мира мучительных перерождений. Это становится возможным благодаря связи между Брахманом и Атманом – глубинным, трансцендентным «Я» индивидуума. Путь освобождения (мокша) понимается как выявление человеком в себе Атмана, затем происходит реализация в сознании ещё одного из «великих речений» «Упанишад»: «Всё есть Брахман и Брахман есть Атман». В теистической концепции «Бхагаватгиты» Брахман ассоциируется с богом Кришной, но в большинстве случаев речь идёт о его тождестве с низшей природой Кришны (пракрити). В шиваитской «Шветашватара-упанишаде» Брахман тоже оказывается подчинённым божественной личности (в данном случае Рудре-Шиве). В систематизированном философом Шанкарой учении монистической веданты (адвайта-веданте) безличный и бескачественный Абсолют (ниргуна-Брахман) занимает высшее положение по отношению к богу, понимаемому как «окачествленный» Брахман (сагуна-Брахман). В адвайта-веданте, которая является наиболее распространённой из систем индуистской религиозной философии, Брахман выступает в качестве единственной подлинной реальности, видимый же мир рассматривается как иллюзия.

 
PR-CY.ru