БАДАРАЯНА

БАДАРАЯНА (около II в. н.э.) – древнеиндийский мыслитель, который считается автором «Брахма-сутр», базового текста веданты, представляющего собой наряду с «Упанишадами» и «Бхагавадгитой» составную часть ведантистского «тройственного знания» («прастхана-трайи»). Сложение «Брахма-сутр» происходило в эпоху острой полемики брахманистских ортодоксов с настиками, отрицавшими жизнь после смерти и посмертное воздаяние. Брахманам необходимо было объяснить, почему именно их понимание дхармы, основанное на ведийских предписаниях, является истинным, и какую посмертную награду получает благочестивый арий, неукоснительно её исполняющий. Этим было обусловлено появление новых сутр, зафиксировавших «истинное учение» («шастру»), противостоящее ложным доктринам. К этому комплексу из 20 книг (адхьяя) относились сутры Бадараяны наряду с миманса-сутрами. Будучи ориентированы, главным образом, на решение вопроса о плодах следования дхарме, они получили название «уттара мимансы» («второго исследования») в отличие от «пурва-мимансы» («первого исследования»), предметом которого является само ритуальное действие. В начале «Брахма-сутр» сформулирована основная задача уттара-мимансы: «Теперь же – желание познать Брахман» (ср. почти аналогичную формулировку, открывающую сутры пурва-мимансы: «Теперь же – желание познать дхарму»). К сутрам Бадараяны восходят представления, ставшие впоследствии основой всей ведантистской традиции, о брахмане как единственной онтологической реальности, о фундаментальной нереальности эмпирического мира и о единстве индивидуальной души (дживы) и брахмана. Трактуя эти положения, Бадараяна всецело основывается на концепции «Вед» как вечного и непогрешимого источника всякой истины. Он подвергает критике «ложные учения» о дживе, в первую очередь, воззрения санкхьи и йоги. Разделение на пуруши и пракрити не позволяет, по его мнению, достичь освобождения. Последнее возможно лишь при осознании брахмана как единственной реальности. Однако Бадараяна предостерегает и против отождествления дживы с брахманом на эмпирическом уровне: душа (джива) лишь «потребитель» («бхоктра») «энергии» брахмана. Все дживы в мире зависят от брахмана; без него их существование невозможно. Сам же брахман неделим, в нём не различаются душа и тело. Число его проявлений бесконечно; определить, что такое брахман, можно только «негативно», перечислив всё то, чем он не является. Бадараяна остаётся полностью приверженным брахманистской обрядовой традиции, указывая, в частности, что ритуальное убийство животных не заслуживает порицания. Однако освобождение и достижение «мира брахмана» («брахмалока»), после которого душа уже не вернётся в мир, возможно лишь в результате медитации. Бадараяна признаёт различные виды медитации, а также их соединения. Он обсуждает возможность существования, в том числе и телесного, и после достижения освобождения и настаивает на том, что почитать брахман надлежит и тем, кому уже посчастливилось обрести освобождение. В течение длительного времени пурва- и уттара-миманса составляли единую традицию комментирования; их размежевание происходит, как полагают исследователи, в IV–V вв., после чего толкование «Брахма-сутр» становится отличительной чертой веданты.

 
PR-CY.ru