Словарь по христианству Б БУКШПАН Яков Маркович

БУКШПАН Яков Маркович

БУКШПАН Яков Маркович (1887–1939 гг.) – русский и советский экономист. Родился в Лодзи, в еврейской семье. Окончил Кишинёвскую вторую мужскую гимназию, в 1912 г. – экономический факультет Петербургского политического института со степенью кандидата после защиты выпускной работы «Мелкая промышленность России». В Германии защитил диссертации по экономике на степени магистра, и затем доктора. В Германии познакомился с выпускницей бестужевских женских курсов Сарой Гиреевной Ахмеровой, татаркой по национальности, приехавшей в Германию для продолжения образования. С началом Первой мировой войны Яков Букшпан и Сара Ахмерова вернулись в Россию. По словам сына Якова и Сары, свадьба состоялась ещё в Германии. Однако, как сообщают татарские источники, Сара была в юности очень религиозна, хорошо знала арабскую письменность, читала Коран. Поэтому свадьба была проведена по татарским обычаям, и для этого, якобы, Я.М. Букшпан принял ислам. Однако позднее, живя в Москве, Сара перешла в католичество, что вызвало отторжение у её казанских родственников. История последовательного обращения семьи Букшпанов в католическую веру описана Г.А. Леманом. По его словам, первой обратилась в христианство Сара. На неё оказал решающее влияние двоюродный брат Г.А. Лемана, униатский священник Владимир Владимирович Абрикосов, с которым Букшпаны жили в одном доме на Пречистенском бульваре. Как-то Я.М. Букшпан, встретившись с Г.А. Леманом у Н.А. Бердяева (это позволяет исследователям датировать эпизод не позднее, чем август 1922 г.), пригласил его к себе. Оказалось, что Яков Маркович решил устроить религиозный диспут, выбирая какую ему принять веру – католичество или православие. Православных на этом диспуте кроме Г.А. Лемана представляли Сергей Андреевич Котляревский и Валериан Николаевич Муравьёв, им противостояла, как писал Г.А. Леман, «его (Я.М.) волевая жена, притом довольно красно говорившая, милейшая Сарра Гиреевна, (которая) была для нас непобедимой противницей». «Надо, однако, сознаться, – вспоминает Г.А. Леман, – что для нас, защитников православия, «диспут», в конечном счёте, окончился довольно плачевно: Букшпан принял католичество». Все дети Букшпанов (Павел, Мария, Татьяна и старшая Зоя) получили католическое религиозное воспитание. Я.М. Букшпан работал на кафедре политэкономии Санкт-Петербургского политехнического института, печатался в «Дне», «Речи», Биржевых ведомостях, «Вестнике финансов», Торгово-промышленной газете и других изданиях. В 1915–1927 гг. – редактор «Известий особого совещания по продовольствию», а в 1916–1917 гг. – редактор «Известий особого совещания по топливу». Числился он также статистиком-экономистом управления делами Особого совещания по продовольствию. В 1919 г. по заказу руководства «Национального центра», переданному через С.А. Котляревского, разработал вместе с экономистом Львом Борисовичем Кафенгаузеном программу экономического возрождения России в случае падения Советской власти.

 



 
PR-CY.ru