БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ - Страница 2

Новгородские берестяные грамоты XI–XII вв. фиксируют активные торговые и иные связи Новгорода с другими русскими городами и поселениями: Псковом, Смоленском, Полоцком, Киевом, Переяславлем Южным, Суздалем, Луками, Ярославлем, Угличем, Кучковом (Москвой). С развитием вотчинной системы в грамотах начинают преобладать наименования мелких пунктов на территории Новгородской земли. Берестяные грамоты стали ярчайшим свидетельством широкого распространения грамотности в средневековой Руси не только в городе, но и в деревне, что до их находки решительно отрицалось. Неоднократны находки записанных на бересте и навощённых дощечках древнерусских азбук, служивших при обучении письму и чтению, в их числе древнейшая азбука первой половины XI в. Среди новгородских берестяных грамот есть кириллические записи текстов XIII–XIV вв. на карельском языке. Берестяная грамота рубежа XIV–XV вв., найденная на территории ганзейской фактории (Готского двора в Новгороде) содержит начало латинского Пс. 94, записанное готическим курсивом, а грамота первой половины XI в. представляет собой один из древнейших текстов на древнегерманском языке. Существенной особенностью берестяных грамот исследователи признают их неразрывную связь с усадебными комплексами, из которых они происходят (что, в частности, отличает их от эллинистических папирусов, с которыми берестяные грамоты часто сравнивают). В ряде случаев это усадьбы лиц, хорошо известных по летописям и другим традиционным источникам. В частности, в ходе раскопок 1951–1962 гг. в Новгороде был изучен значительный комплекс городских владений бояр Мишиничей; адресованные им и написанные ими тексты охватывают шесть поколений этой семьи, многие представители которой занимали высший в Новгородской республике пост посадника. С 1973 г. в Новгороде раскапывается определённый по берестяным грамотам комплекс усадеб знаменитого посадника рубежа XII–XIII вв. Мирошки Несдинича. Соседняя усадьба того же комплекса в XI – начале XII вв. имела общественное назначение, будучи местом сортировки по статьям бюджета собранных налогов, а начиная с 1126 г. стала местопребыванием «сместного» (совместного) суда князя и посадника, что засвидетельствовано обнаружением в ней более сотни берестяных документов, излагающих разного рода судебные конфликты. Ряд берестяных документов связан с жизнью церкви. Среди них есть тексты литургического содержания: календарные записи основных праздников в грамотах 1070 гг.; грамоты конца XI в. содержат примеры богослужебного отпуста, в котором упоминаются имена недавно прославленных страстотерпцев князей Бориса и Глеба (запись чина пасхальной службы на Фоминой неделе есть в грамоте последней четверти XII в.). Берестяная книжка XIII в. содержит запись вечерней молитвы из Октоиха. Найденная в 2001 г. грамота последней трети XIII в. содержит тропарь «на Славу» из службы на навечерие Рождества с «упрёками Иосифа». В том же полевом сезоне в Торжке в слое первой четверти XIII в. была обнаружена грамота гомилетического содержания с обширной цитатой из «Слова о премудрости» Кирилла Туровского.

 



 
PR-CY.ru