БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божьей Матери – главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространён в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине – середине XVII в., о чём свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Борколабовской иконы: Божья Матерь изображена почти поколенно, облачена в тёмно-пурпурный мафорий, украшенный тремя золотыми ажурными звёздами и золотой кружевной каймой с кистями, тёмно-зелёное платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Её левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Борколабовской иконы (не сохранился) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падёж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Борколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божьей Матери в сохранении домашних животных от болезней. Существовало несколько списков Борколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сёл. Список из Борколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес Борколабовской иконы. В приходской Михайловской церкви села Борколабова особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божьей Матери на одной стороне и архангела Михаила – на другой (не сохранился). По преданию, в середине XVII в. эта икона была подарена неким князем Пожарским князю Сапеге, передавшему её в Борколабовскую церковь. Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале города Могилёва. Сохранившиеся списки Борколабовской иконы можно увидеть в иконостасе быховской церкви Святой Троицы, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе одноимённого монастыря города Могилёва. На иконе из Никольского монастыря сделана стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоитъ Богомати / тамо источаетъ реки Благодати сей дру/гiй образъ какъ на месте зрети прибегай / те къ ней, отцы и дети / тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ съ верою / молясъ за все то / дознаютъ». Этот образ, написанный в середине – второй половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божью Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром Петром Слижиком. В церкви св. Онуфрия того же Никольского монастыря находится ещё один список Борколабовской иконы, обретённый в 1992 г. Перед иконой теплятся три лампады, полученные в дар из Фессалоники; ежедневно совершается молебен.



 
PR-CY.ru