Словарь по христианству Б БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ, Ушаков Борис Яковлевич

БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ, Ушаков Борис Яковлевич

БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ, Ушаков Борис Яковлевич (1647–1654 или 1659 гг.) –святой праведный отрок-схимонах (память 24 июля и во вторую неделю по Пятидесятнице – в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших). Известные списки Жития и чудес Боголепа Черноярского датируются XIX в.: Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского (НБУВ), собрание Церковно-археологического музея, раздел LXXXVII (из материалов для «Житий русских святых», собранных Андреем Николаевичем Муравьёвым; 1876 г.) и 1824 г.; Российский государственный исторический архив (РГИА; перевод Жития на русский язык и перевод на французский язык). Все списки не содержат разночтений в описании биографии Боголепа Черноярского, но число чудес в них разнится. Я.В. Лебединский приводит сведения о том, что в одном из известных ему списков Жития было указание на автора – Савву Татаринова, который в 1731–1732 гг. написал Житие по обету, данному Боголепу Черноярскому после своего освобождения из калмыцкого плена. Боголеп Черноярский был сыном московского «боярина» Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой, в 1651 г. Я.Л. Ушаков был послан на воеводство в город Чёрный Яр. Борис с раннего детства отличался набожностью: ещё младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, во время благовеста «плачем и слезами давал знать, чтоб его несли в церковь». Мальчик много болел: в возрасте семи лет у него открылась на ноге язва, а вскоре после выздоровления на лице появилась болезнь, называемая «чечуй». Увидев однажды странствующего инока, отрок стал просить о постриге, после чего, как сообщает Житие, с родительского согласия он был пострижен и облечён в схиму с именем Боголеп. Через день новопостриженный инок излечился от «чечуя», но на следующий день заболел «огневицею» и скончался. Дата смерти Боголепа Черноярского в разных списках Жития варьируется: 1 августа 1654 г. или 1659 г. Я.В. Лебединский называл днём кончины святого 10 августа. В некоторых списках «Описания о российских святых» указаны также 1632 г. (ошибочно) и 1667 г. В иконописных подлинниках описание образа Боголепа Черноярского помещено под 29 июля. Святой отрок был погребён с левой стороны деревянной церкви в честь Воскресения Господня, над его могилой впоследствии была устроена часовня. Почитание Боголепа Черноярского началось вскоре после его смерти. Заступничеству святого было приписано спасение Чёрного Яра от захвата его войском Степана Разина, от набегов кубанских татар в 1689 и 1711 гг., от мора в 1727 г., а также ряд исцелений жителей города. Первый образ Боголепа Черноярского был написан, как полагают исследователи, в 1695 г. Его создание связано с чудом исцеления священника-иконописца Иоанна из астраханской церкви в честь Рождества Богородицы. Долгое время у него болели глаза. Однажды во сне ему явился Боголеп Черноярский, повелел написать свой образ, отправить его в Чёрный Яр и возложить на раку. Наутро полуслепой священник начал делать набросок иконы, недоумевая, как он сможет совершить эту работу, но постепенно стал чувствовать себя лучше. Выздоровев, Иоанн по небрежению работу не закончил и через год вновь заболел.

 



 
PR-CY.ru