Словарь по христианству Б «БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ»

«БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ»

«БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ» – краткое изложение истории епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута с 1532 г. христианского летосчисления, компилятивный исторический труд, созданный в среде православных арабов Бейрута в XVIII–XIX вв. Основную часть летописи (около половины объёма) составляет повествование о возникновении католической унии в Сирии, события во времена патриаршества Кирилла V аз-Заима, Афанасия III Даббаса и Сильвестра (с середины XVII в. до 1757 г.). Изложение связное, не разбитое по годам. Особое внимание автор уделяет событиям в Халебе, эпицентре противостояния православия и католичества. Бейрутская церковная летопись, возникшая, как полагают исследователи, в окружении патриарха Сильвестра, носит резко антилатинский характер, временами изложение событий прерывается религиозно-полемическими отступлениями. Позднее к этому повествованию была добавлена светская бейрутская хроника, охватывающая события с 1760 гг. по 1791 г. и составленная, по мнению Агафангела Ефимовича Крымского, членами православного клана Бустросов. В центре её – фигура бейрутского шейха Юнуса Никулы (ум. в 1789 г.), влиятельного политического деятеля и многолетнего лидера православной общины города. Жизнеописание шейха Юнуса в одном месте прерывается вставкой из другой светской ливанской летописи, повествующей о политической истории Горного Ливана с православной позиций, но иногда резко расходящейся с биографом Юнуса в оценке конкретных исторических деятелей. Все эти произведения были в 1792 г. скомпилированы четвёртым автором, выходцем из бейрутского клира, который составил по сохранившимся источникам список епископов Бейрута с 1532 г. (очень неполный), помещённый им в самое начало летописи, добавил к повествованиям своих предшественников ряд сведений, касавшихся церковной истории Бейрута в XVIII в. (о митрополитах и учёных города), а также об Антиохийских патриархах после Сильвестра (1766 г.). Эта ранняя редакция летописи получила распространение на Ближнем Востоке и дошла до настоящего времени в большинстве сохранившихся списков «Краткой истории епископов».

 



 
PR-CY.ru