Словарь по христианству Б БЕЙРУТ

БЕЙРУТ

БЕЙРУТ, Берит – город на восточном побережье Средиземного моря, столица Ливанской Pеспублики. Впервые упоминается как небольшой финикийский порт в документах Амарны (XIV в. до н.э.). Впоследствии был в зависимости от Библа, входил в состав ближневосточных империй – Ассирии, Ахеменидов, государства Александра Македонского. После Александра принадлежал египетским Птолемеям, в 200 г. до н.э. был присоединён к государству Селевкидов. В этот период выросло экономическое значение Бейрута как одного из ключевых портов Средиземноморья, связующего звена между Востоком и Западом. Завоёванный полководцем Октавиана Августа Марком Агриппой, Бейрут был перестроен и заселён римскими ветеранами. В 14 г. до н.э. получил статус колонии – Colonia Julia Augusta Felix Berytus. В римскую эпоху Бейрут как самый романизированный из городов Востока выдвинулся на одну из ведущих ролей в Сирии, стал крупным административным и культурным центром. Вассальные цари Иудеи в знак своей лояльности Риму вкладывали средства в строительство в Бейруте: Ирод I украсил город амфитеатром, банями, портиками и др. В Бейруте в начале III в. возникла наиболее крупная провинциальная школа римского права и риторики. Распространение христианства в Бейруте относится к самому раннему времени, как полагают исследователи, его посещали апостолы по пути из Иерусалима в Антиохию. Местная традиция связывает с Бейрутом поединок с драконом великомученика Георгия, который считается небесным покровителем города. В Бейруте учились многие видные церковные деятели, такие как учитель Евсевия Кесарийского Памфил, Григорий Назианзин, Севир Антиохийский. В годы гонений Диоклетиана в рудники возле Бейрута ссылались христианские исповедники. В византийскую эпоху Бейрут входил в состав Антиохийской православной церкви, по данным конца VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно патриарху, но не имевшей подчинённых епископов. В 551–555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впоследствии восстановлен императором Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Бейрут, не имевший укреплений, был взят арабской армией Абу Убайды. В составе мусульманского халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661–681 гг.) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых арабских морских экспедиций. Бейрут стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживлённой торговли и интеллектуального творчества, здесь работал ряд известных арабских учёных, в том числе крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707–774 гг.). В 975 г. Бейрут был на короткое время захвачен войсками византийского императора Иоанна I Цимисхия, однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды. В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Святую землю, прошли мимо Бейрута. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Король Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливанского побережья.

 



 
PR-CY.ru