Словарь по христианству Б БОЛЬШОЙ РАСПЕВ

БОЛЬШОЙ РАСПЕВ

БОЛЬШОЙ РАСПЕВ – древнерусский церковно-певческий стиль, записи образцов которого характеризуются преобладанием сложных мелодических формул (попевок, лиц и фит) особого состава. Одна и та же мелодическая формула могла фиксироваться различными способами: либо «тайнозамкненными» начертаниями, комплексами, «гнёздами» сложных знамен с использованием «змийцевых» и фитных начертаний, либо их расшифровками в виде более простых, «дробных» знамен, образующих развод, по которому только и можно судить о мелодическом содержании формул. Встречаются списки, включающие и тот и другой вид фиксации, дающие исследователям возможность реконструировать недостающие начертания и определить вид развода: попевочный, лицевой или фитный. До появления разводов музыкальное значение тайнозамкненных начертаний передавалось не письменно, а в устной исполнительской традиции – от учителя к ученику. Тайнозамкненная фиксация песнопений большого распева появляется в последней четверти XV в., разводные версии – в последней четверти XVI в. На рубеже XVI–XVII вв. эти музыкальные варианты песнопений получают в рукописях обозначения «большой распев», «большой столповой распев», «большое знамя» и т.д. В певческих рукописных книгах ХVI–XVII вв. встречаются указания на большой распев, а также большой демественный и большой путевой распевы. Два последних излагаются либо столповой нотацией, либо соответственно демественной и путевой. В отечественной литературе появление большого распева исследователи связывают с московской школой выдающегося распевщика XVI в. священника Феодора Христианина (исследователь Максим Викторович Бражников). В «Царственной книге» говорится, что в день кончины великого князя Василия III Ивановича 4 декабря 1533 г. велено было «диаком его певчим большой станице стати в дверех у комнаты и начаша пети Святыи Боже большую». Даже с учётом того, что «Царственная книга» написана в 1570 гг., это упоминание о большом распеве является древнейшим.

 
PR-CY.ru