БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич - Страница 2

«Примирение с действительностью» дало В.Г. Белинскому временное душевное успокоение и выразилось в цикле его статей «Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета». Гегелевская методология определила общий подход В.Г. Белинского к литературным произведениям, которые критик рассматривал в их цельности и единстве. Однако верным гегельянцем он был сравнительно недолго. Уже в начале 1840 гг. В.Г. Белинский резко критикует рационалистический детерминизм Г.В.Ф. Гегеля и его концепцию прогресса, на смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, её прав и свободы. «Фанатический» персонализм был непосредственным образом связан с увлечением В.Г. Белинского социалистическими идеями. Дальнейшая эволюция его взглядов сопровождалась усилением критического отношения к философскому и религиозному идеализму. Если ещё в 1840 г. В.Г. Белинский заявлял в письме Василию Петровичу Боткину: «Для меня Евангелие – абсолютная истина, а бессмертие индивидуального духа есть основной его камень», то в 1845 г. он писал Александру Ивановичу Герцену: «В словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут». В 1847 г. В.Г. Белинский в знаменитом письме к Николаю Васильевичу Гоголю подвергает суровой критике религию и христианскую церковь. Полагая, что Н.В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» изменил социально-критическому отношению к действительности, В.Г. Белинский писал, что «нельзя молчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность». В.Г. Белинский видел в церкви не выражение христианской истины, а только институт государственного подавления, которому противопоставлял Христа, возвестившего «учение свободы, равенства и братства». На эволюции религиозных взглядов В.Г. Белинского сказались в большей степени его эмоционально-страстный характер, способность увлекаться и резкие переходы от одной крайности к другой. Его личные религиозные взгляды эволюционировали в сторону последовательного атеизма вместе с его общим мировоззрением и определялись философскими и социально-политическими идеями. Как литературный критик и публицист В.Г. Белинский оказал значительное влияние на несколько поколений людей в России. Его «Письмо к Гоголю» распространялось в списках и имело большой общественный резонанс (именно за чтение этого письма в кружке Михаила Васильевича Петрашевского был осуждён Фёдор Михайлович Достоевский). Крайний мировоззренческий радикализм В.Г. Белинского включал резко негативное отношение к церкви и способствовал распространению атеистических идей в русском обществе.



 
PR-CY.ru