Словарь по христианству Б БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811–1848 гг.) – литературный критик, публицист. Родился в семье флотского врача Григория Никифоровича Белынского, дед – священник Никифор Трифонов села Белынь Пензенской губернии. В 1816 г. вместе с родителями переехал в город Чембар (современный Белинский) Пензенской губернии. Окончил Чембарское народное училище (1824 г.). В 1825–1829 гг. учился в Пензенской гимназии, в 1829–1832 гг. – на словесном отделении философского факультета Московского университета. В сентябре 1832 г. исключён из университета с мотивировкой «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей», затем зарабатывал на жизнь репетиторством и переводами. В 1834–1836 гг. – ведущий литературный критик журнала «Телескоп» и газеты «Молва», издаваемых Николаем Ивановичем Надеждиным. После закрытия «Телескопа» (октябрь 1836 г.) за публикацию «Философического письма» Петра Яковлевича Чаадаева и ссылки Н.И. Надеждина был без работы, сильно нуждался. В марте-октябре 1838 г. работал внештатным преподавателем в Константиновском межевом институте, в 1838–1839 гг. был неофициальным редактором журнала «Московский наблюдатель». В октябре 1839 г. переехал из Москвы в Санкт-Петербург. В 1839–1846 гг. заведовал отделами критики и библиографии в журнале «Отечественные записки», затем сотрудничал в журнале «Современник». Умер от чахотки, похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. В.Г. Белинский пережил в молодости глубокое увлечение немецким идеализмом и эстетикой романтизма. Существенное влияние на него оказали Николай Владимирович Станкевич и Михаил Александрович Бакунин, помогавшие В.Г. Белинскому, не знавшему немецкого языка, осваивать работы немецких мыслителей. Влияние Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга на В.Г. Белинского проявилось в идее превосходства искусства над наукой и в понимании целостности бытия. С точки зрения В.Г. Белинского, литература должна верно выражать действительность в соответствии с критерием народности, а задача критики – умозрительная проверка фактов. В 1836 г. В.Г. Белинский познакомился с философией Иоганна Готлиба Фихте, из которой воспринял этический пафос и идею свободного нравственного выбора. Его фихтеанские настроения нашли отражение в статье «Опыт системы нравственной философии: Сочинение магистра А. Дроздова...». В 1837 г. В.Г. Белинский начал изучать философию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и стал сторонником идеи о разумности всякой действительности. Радикально воспринял гегелевскую философию истории, фаталистически оправдывая любой общественный порядок, находя ему историческое и нравственное оправдание.

 



 
PR-CY.ru