БЛАГО - Страница 10

Бог не подвержен порче, поэтому Он есть наивысшее благо. Он не становится благим и не перестанет быть таковым: «Высшее Благо есть то, что вечно (каков Бог, благодаря чему Он и единственен в Своем роде)». Во II в. раннехристианские апологеты выступили с резкой критикой античной философии и мифологии, доказывая, что истинный Бог творит только добро, но не творит зла. Татиан ополчается на Зенона Китийского, у которого «Бог оказывается творцом зла, проявляясь в червях и канавах и в тех, кто предаётся неудобосказуемому разврату». В противовес подобного рода ложным мнениям Афинагор Афинский утверждает: «Бог, как совершенно благой, всегда благодетельствует». В святоотеческой традиции также поднималась тема единства Божественной благости и справедливости. Особенно остро эта проблема ставилась в полемике с дуализмом гностиков и манихеев. Гностик Маркион противопоставлял благого Бога – Отца Иисуса Христа – справедливому Богу Ветхого Завета, что вызвало резкую критику со стороны христианских богословов II–III вв. Ответ Христа богатому юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17), отцы церкви понимали как упрёк юноше в том, что тот назвал Иисуса «учителем благим», не исповедуя, таким образом, Его Божество. Божество Христа с необходимостью предполагает Его благость. Иного взгляда придерживался Ориген, который, излишне увлекаясь платоновской философией, считал, что признак благости может быть приписан только Богу Отцу как Первопричине. По его мысли, Христос есть «образ благости Божьей, но не Само-по-себе-Благо». Наибольшее развитие концепции Божественного блага в восточнохристианском богословии представлено в «Ареопагитиках». В трактате «О Божественных именах» содержится учение о благе как одном из имён Божьих. Истинно сущий Бог является «Самим-по-себе-Благом». «Ареопагитики» выражают трансцендентность Божественного блага понятием «сверхблагой благости» Бога. Божественное благо описывается «как Начало и Конец всего, как совокупность сущего, как то, что наделяет видом не сущее, как Причина всех благ, как не-причина зол, как Промысл и совершенная Благость, превосходящая сущее и не сущее, обращающая во благо зло и недостаток себя, желанная всем, возлюбленная всеми». Согласно «Ареопагитикам», существование Бога как блага означает распространение блага на всё сущее. Благо стоит на первом месте в ряду Божественных имён, т.к. именно благость является причиной как самого создания мира, так и всех дальнейших отношений к нему Божества и проявляется во всех Его действиях. Божественному благу недостаточно было «двигаться» только в созерцании Себя, Оно изливает Свою благость на творение. Благость принадлежит Богу так же, как солнцу свойственно светить. В схолиях на трактат «О Божественных именах» Максим Исповедник, комментируя образ солнца, освещающего всё, что способно воспринимать его свет, подчёркивает, что Бог обладает благом не случайным образом, не как неким качеством, как мы добродетелями, «но Сам будучи сущностью блага, наподобие того, как свет – сущность солнца, и будучи Самим Благом, на всё простирает лучи благости». В силу этого тварное бытие также является благим.

 



 
PR-CY.ru