БЛАГО - Страница 8

В Ветхом Завете еврейское понятие «благой, добрый, прекрасный, хороший» заключало в себе как нравственно-религиозный, так и практическо-эстетический смысл. Им обозначались преимущественно лица или предметы, вызывающие приятные чувства, как, например, хороший обед (Суд. 19:6–9; 3 Цар. 21:7; Руф. 3:7), красивая девушка (Есф. 1:11), люди, делающие добро (Быт. 40:14), т.е. всё, что приносит счастье или облегчает жизнь. При этом благо любой вещи осмысляется в отношении к Богу-Творцу: в Шестодневе благость, «добротность» тварного бытия утверждается именно в силу соответствия замыслу о нём благого Творца и Промыслителя «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Лишившись в результате грехопадения высшего блага, или блаженства, каковым в раю было непосредственное богообщение, человек стал искать блага в тварях, «хороших для пищи и приятных для глаз» (Быт. 3:6). Однако, утратив возможность вполне наслаждаться земными благами (Еккл. 2:24; 5:14; 11:2–6), неспособный делать только добро и не грешить (Еккл. 7:20), человек испытывает неудовлетворённость (Еккл. 5:9 сл.; 6:7). Поэтому вся жизнь ветхозаветного человека была направлена на восстановление прежнего богообщения путём исполнения Закона. Представление о благости единого Бога, доступное отдельным ветхозаветным праведникам (Ною, Аврааму, Иакову, Иосифу и др.), открывается всему Израилю во время Исхода из Египта: Яхве предстаёт как освободитель, избавитель от смерти (Исх. 3:7 сл.; 18:9), приводящий в Землю обетованную, «землю добрую» (Втор. 8:7–10), «текущую молоком и мёдом». Условием обретения блага Бог ставит верность Его Завету (Втор. 8:11–19; 11:8–12). В идее Завета выражена глубинная связь между физическим и моральным благом народа и отдельного человека и его верностью Богу: забывая Бога, перестав Его любить и нарушив Завет с Ним, Израиль немедленно лишается этих благ, хотя через покаяние может обрести их вновь (Ос. 14:2–3). С течением времени в ветхозаветном сознании всё больше укореняется представление о том, что верность Богу не обязательно ведёт к земному преуспеянию. Всё чаще поднимается вопрос о страдании праведных и благоденствии нечестивых, Отрок Яхве оказывается гоним, а пророки убиваемы (Ис. 53; Иер. 12:1 сл., 15:15–18; Пс. 21, 72; Иов. 23–24). Именно через опыт страдания, смысл которого не ясен с первого взгляда, постепенно обретается путь к отрешению от непостоянных и обманчивых благ мира сего; истинное благо обретается в Боге, Который один остаётся верен, когда всё потеряно (Пс. 21:20; 118:71; Иер. 20:11). При этом Закон, открывающий путь к благу (Втор. 30:15), сам начинает переживаться человеком как благо (Пс. 118:72). Божественная благость в Ветхом Завете стала предметом вдохновенного молитвенного славословия, воплотившегося в библейских песнях и псалмах, воспринятых христианской богослужебной традицией: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 117:1), «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9), «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5), «Благ и праведен Господь» (Пс. 24:8, см. также: 2 Пар. 5:13; 1 Езд. 3:11 и др.). Благо, подаваемое Богом «боящимся Его» (Пс. 24:12–13), «чистым сердцем» (Пс. 72:1), заключается не только в благе земной жизни («ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» – Пс. 33:11), но и в будущем спасении.

 



 
PR-CY.ru