БАУЭР Вальтер

БАУЭР Вальтер (1877–1960 гг.) – немецкий протестантский теолог, историк раннего христианства. Изучал теологию в Марбурге, Берлине и Страсбурге. С 1903 г. – приват-доцент по кафедре Нового Завета в Марбургском университете, с 1913 г. – профессор в Бреслау, в 1916–1945 гг. – профессор Гёттингенского университета. Вальтер Бауэр – автор многих работ по экзегезе Нового Завета, истории раннехристианской литературы, истории образования канона и толкования Библии, издатель ставшего классическим «Словаря Бауэра» (Wörterbuch zum Neuen Testament; основан Эрвином Пройшеном в 1910 г., переработан Вальтером Бауэром в 1928 г.). Для описания культурно-религиозной ситуации сиро-палестинского региона времени возникновения Нового Завета Вальтер Бауэр использовал методику школы истории религий, привлекая для понимания Нового Завета не эллинистические религиозные тексты, а тексты других культур Древнего Востока. По его мнению, богослужение первохристианских общин, и особенно Павловых, сложилось под влиянием языческой эллинистической религиозности. Следуя Рудольфу Бультману в определении религиозной среды, в которой возникло Евангелие от Иоанна, Вальтер Бауэр во втором издании своего комментария к этому Евангелию привлёк письменность мандеизма. В словаре к Новому Завету и раннехристианской литературе даётся возможность оценить эллинистический греческий язык для понимания Нового Завета и современной ему христианской литературы. По мнению исследователей, для истории экзегезы Нового Завета этот словарь важен потому, что в нём указываются и цитируются греческие тексты и авторы, не привлекавшиеся прежде для толкования Нового Завета, тем самым выявляется то общее, что связывало язык Нового Завета и не вошедших в канон раннехристианских писаний с языческой литературой и литературой эллинистического иудаизма. Значителен вклад Вальтера Бауэра в исследование истории христианского библейского канона (этапы истории возникновения канона сирийской церкви) и раннехристианской литературы, не вошедшей в канон Нового Завета (развитие апокрифической традиции о жизни Иисуса Христа). Особенно большой резонанс в историографии раннего христианства вызвала работа Вальтера Бауэра «Правоверие и ереси в древнейшем христианстве» («Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum»). Вальтер Бауэр оспаривает доминирующую, начиная с Евсевия Кесарийского, в церковной исторической науке традицию, согласно которой ереси в раннем христианстве возникли в результате отпадения некоторых групп от основного вероучения и, таким образом, по отношению к христианской церкви являются более поздними как по времени возникновения, так и по содержанию. Согласно Вальтеру Бауэру, то, что известно в церковной традиции как ересь, на самом деле было проявлением первоначального христианства (в Эдессе: Маркион, Бардесан, Мани; в Египте до 200 г. – гностическое христианство). По его мнению, в период создания текстов Нового Завета ортодоксальное (православное) христианство ещё не существовало. Его вероучение утвердилось позже, в период экспансии Римской церкви и репрессий против еретиков со стороны властей. Критики отмечали, прежде всего, необоснованность оценок времени и территории распространения православного христианства ко II в. у Вальтера Бауэра, который строил своё доказательство в ситуации отсутствия (молчания) источников (argumentum ex silentio). Вместе с тем точка зрения, согласно которой христианство первых двух веков характеризовалось разнообразием традиций, стала общим местом современной новозаветной библеистики.

 
PR-CY.ru