БАРСЕЛОНСКИЙ ПАПИРУС - Страница 2

Рассказ об установлении евхаристии (institutio) в анафоре цитируется в качестве обоснования прошения, содержащегося в I эпиклезе, что характерно для александрийских анафор. В анамнесисе анафоры отсутствует указание на принесение Даров, уже прозвучавшее в I эпиклезе; во II эпиклезе говорится об освящении уже не Самих Даров, а причащающихся от них. Наконец, форма славословия соответствует египетской традиции III–IV вв. Всё вышесказанное, по мнению исследователей, указывает на Египет и III-IV вв. как на место и предположительное время создания анафоры. Вслед за анафорой в Барселонском папирусе помещена благодарственная молитва после причащения, начинающаяся и заканчивающаяся аккламацией «Един Бог». По мнению исследователей, первые слова молитвы: «Ещё умоляем Тебя», ставящие молитву в связь с анафорой, а также то, что молитва является парафразом II эпиклезы анафоры, подтверждают, что после анафоры сразу следовали причащение и эта молитва, никаких других молитв не было. Таким образом, в Барселонском папирусе содержится формуляр литургии, состоящий всего из двух молитв, и это ещё одно свидетельство в пользу составления памятника раньше IV в. Молитвы при возложении рук на больных и освящения елея для больных (вторая названа «экзорцизмом») исследователи рассматривают вместе, т.к. в Барселонском папирусе прежде заглавия второй помещено указание: «Тем же образом», «по тому же чину». Они имеют целый ряд параллелей в памятниках, отражающих литургическую практику Египта и Сирии в III–IV вв. Разные молитвы на освящение елея в памятниках того времени в большинстве случаев включаются в состав евхаристического чинопоследования или сразу после анафоры, или в конце литургии, что соответствует месту экзорцизма над елеем в Барселонском папирусе. Центральной темой молитв освящения елея в указанных памятниках, как и в Барселонском папирусе, является прошение о даровании здоровья верным и об исцелении больных; исследователям известен ряд молитв освящения елея для помазания больных, не связанных непосредственно с Евхаристией. Это позволяет исследователям видеть в рассматриваемых молитвах указание на таинство елеосвящения (чинопоследование которого и в более позднюю эпоху долго не теряло связи с евхаристией). Кроме темы исцеления больных в этих молитвах содержится также прошение об избавлении человека от действия дьявола (молитва Барселонского папируса даже названа «экзорцизмом»), что сближает освящаемый елей с елеем предкрещального помазания. Исследователи говорят, что молитва при возложении рук на больных, аналогично молитве на освящение елея, встречается в египетских памятниках как внутри литургии, так и вне её. Гимн с алфавитным акростихом, названный первоиздателем по его начальным словам, написан нерегулярным тоническим стихом: строфы состоят из 3-4 строк, основанных по преимуществу на трёх ударениях; число слогов между ударениями стремится к двум, последнее ударение в строке стоит в большинстве случаев на предпоследнем слоге. Главная тема гимна – жертвоприношение Авраама (повествование ведётся от различных лиц: рассказчика, Авраама, Исаака и др.), но встречаются и упоминания Моисея и Исаии, обращения, наставления и др. Некоторые моменты (омовение Исаака перед жертвоприношением, смена сюжета в середине текста), а также сопоставление с другими гимнами III–IV вв., имеющими алфавитные акростихи, позволяют исследователям предположить, что данный гимн является крещальным и поэтому включён в состав Евхология.



 
PR-CY.ru