БРАХМА

БРАХМА – индуистское божество; изображается в облике бородатого мужчины красного цвета с четырьмя лицами и восемью руками, держащим символические атрибуты, характеризующие его как божество. Его ездовым животным (ваханой) является лебедь. Отличительная особенность Брахмы – почти полное отсутствие его культа, в Индии существует лишь несколько храмов, посвящённых ему, наиболее известный – в Пушкаре (штат Раджастхан). В Ведах Брахма не упоминается, но присутствует понятие «брахмана» как священной молитвенной формулы, в которой заключена сверхъестественная сила божественного начала, творящего мир. Впоследствии в брахманах это понятие соединяется с образом бога-творца Праджапати. В раннем индуизме Брахма мыслится, подобно древнему Праджапати, родившим всю вселенную. По некоторым версиям, его семя стало золотым яйцом (брахмандой, «яйцом Брахмы») и плавало по водам первобытного хаоса. Брахма силой мысли разделил яйцо на небо и землю, между ними образовалась третья сфера, воздушное пространство, из которого развилась вселенная. Брахма представлялся также духовным прародителем шести древних патриархов, родоначальников всех существ во вселенной, включая богов, демонов и людей. В эпосе «Махабхарата» Брахма – всеобщий Праотец (Питамаха), мудрый старец, глава сообщества богов, к его совету и руководству они постоянно прибегают. Он вручает каждому из них власть над определённой сферой мироздания, устанавливает порядок во вселенной и социальные институты в мире людей. Мир Брахмы (Брахмалока) считается наивысшим из небесных миров, и достигают его только люди исключительной святости. Брахма также соотносился с Брахманом – неличным божественным началом, Абсолютом, в результате «оплотнения» или развёртывания которого, согласно учениям древнеиндийской религиозной философии, возник тварный мир. Тогда же, по-видимому, сформировалось представление о том, что бытие Брахмы длится вечно, и он переживает периодические разрушения вселенной, когда на время возвращается первобытный хаос, и наступает «ночь Брахмы». Пробудившийся Брахма заново творит мир. По мере возрастания значения новых богов Вишну и Шивы Брахма уступает им ряд своих важных мифологических функций: Вишну оказывается единственно вечным богом, спящим в период разрушения мира (пралайя); в конце этого периода из пупа Вишну вырастает лотос, из лотоса является Брахма (носитель энергии Вишну) и приступает к новому творению. В Пурунах, поздних священных текстах, формируется триада великих богов, в которой Брахма несёт функцию сотворения мира, Вишну – сохранения и поддержания его, Шива – разрушения.

 
PR-CY.ru