БОНОЗ - Страница 2

Однако в этих посланиях нет речи о том, в чём заключались заблуждения Боноза. Папа Иннокентий I говорит о Бонозе как об уже умершем. Из сообщения Мария Меркатора известно, что заблуждениям иудеохристианской секты эбионитов относительно Божества Иисуса Христа следовали Маркелл Анкирский, Фотин Сирмийский и «в последнее время Боноз Сердикийский, осуждённый Дамасом, епископом города Рима». После 392 г. Боноз всё больше и больше отдалялся от общецерковного учения и постепенно примкнул к монархианам-динамистам. Вплоть до VII в. у церковных писателей и в деяниях различных Соборов встречаются упоминания о бонозианах, которые были распространены в Испании и Южной Галлии. Из косвенных источников известно, что Юстиниан Валенсийский (Испания) написал против бонозиан ныне утраченную «Книгу ответов» («Liber responsionum»). Бонозиане не признавали за Христом Божественность и разделяли идею того, что Христос был Сыном Божьим лишь по усыновлению, а не в собственном смысле (qui Christum adoptivum filium, et non proprium dicunt). В этом состояло их главное различие с адопционистами, учившими о двойном сыновстве Христа: как Бог Он был Сыном Божьим по природе, от века рождённым Логосом, но как человек Он был только воспринятым Сыном Божьим, т.e. сыном Марии, которого воспринял Логос. Кроме того, бонозиане придерживались особенной практики крещения, они не употребляли формулы с упоминанием Лиц Пресвятой Троицы. Как следствие бывшие сторонники ереси принимались в православие через крещение. Вместе с тем по поводу таинства крещения, совершаемого бонозианами, в церкви не сложилось определённого мнения: например, Арелатский собор (443 или 451 г.) не счёл нужным подвергать бонозиан в отличие от фотиниан перекрещиванию. Согласно папе Григорию I Великому (590–604 гг.), сторонники Боноза встречались в конце VI в. в Галлии и Испании. Однако на основании существующих свидетельств исследователям невозможно точно установить степень распространённости ереси. Собор в Клиши, состоявшийся 27 сентября 626 или 627 г., выразив радость по поводу того, что вселенская вера ныне господствует по всей Галлии, поручал, тем не менее, пастырям церкви хранить бдительность в отношении тайных еретиков, которых могло оставаться ещё немало.



 
PR-CY.ru