БОНОЗ

БОНОЗ (вторая половина IV – начало V вв.) – епископ Сердики (современная София), еретик, отрицавший, вопреки учению церкви, приснодевство Богородицы. Родился в Испании в семье выходцев из Британии. Учил, что Дева Мария после рождения Иисуса Христа имела от своего мужа Иосифа ещё несколько детей. Из этого, по мнению Амвросия Медиоланского, с необходимостью следует, что Иисус Христос родился естественным образом, что Он был «обычным человеком, рождённым от Марии и Иосифа». Историки Марий Меркатор и Геннадий Марсельский (конец V в.) говорили, что в своём учении Боноз дошёл до того, что принял учение еретика Фотина Сирмийского (ум. в 375 г.), отвергавшего Божественность Христа. Собор в Капуе (зима 391/392 гг.), созванный императором Феодосием I Великим (379–395 гг.) по поводу раскола в Антиохии, рассматривал, в частности, и воззрения Боноза. Однако Собор не вынес определённого решения, а передал его на суд архиепископа Фессалоникийского Анисия и других епископов Иллирии. Они осудили Боноза, постановили низложить его и рассмотрели вопрос о временном управлении его епархией. В своём послании к этим епископам папа Римский Сириций (384–399 гг.) одобрил приговор и решительно осудил мнение, что Пресвятая Богородица не сохранила Своё девство. Боноз не подчинился церковному решению и обратился к Амвросию Медиоланскому с просьбой оказать ему поддержку. Святитель был возмущён мнением Боноза о Пресвятой Богородице и написал по этому поводу сочинение «О воспитании девственницы и приснодевстве Святой Марии» («De institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua»), хотя прямо имя Боноза в нём не упоминается. Несмотря на осуждение и совет Амвросия покориться решению церкви, Боноз упорно продолжал исполнять свои епископские функции и даже производил епископские рукоположения. В декретальных посланиях к Мартиану, епископу Наисскому (409 г.), и к епископам Македонии (414 г.) папа Иннокентий I (401–417 гг.) сообщает, что епископ Боноз низложен и что он незаконно основал отдельную церковную общину. Папа рекомендует принимать в сущем сане тех клириков, которые были рукоположены Бонозом до его осуждения, а рукоположённые после осуждения, особенно если они добивались рукоположения именно у Боноза, подлежали извержению из сана.

 



 
PR-CY.ru