БАРСОВСКАЯ ПАЛЕЯ

БАРСОВСКАЯ ПАЛЕЯ – бумажный кодекс новгородского происхождения начала XV в. Написан старшим русским полууставом в два столбца на 271 листе. Содержит древнейшие списки Палеи хронографической старшей редакции (включающей древнерусский перевод Исхода Моисея и талмудических мидрашей о Всемирном потопе, Соломоне и Китоврасе и др.) и Пространного Жития Константина-Кирилла Философа (заменяющего в данном случае Прибавление к Палее) с мелкими дополнительными статьями (преимущественно из Изборника 1073 г.). Во второй половине XIX в. рукопись была приобретена в Поволжье известным собирателем-старообрядцем Николаем Порфирьевичем Никифоровым, от которого поступила к Елпидифору Васильевичу Барсову. Впервые на кодекс обратил внимание Пётр Алексеевич Лавров при подготовке критического издания Жития Константина-Кирилла, однако рукопись стала известна исследователю незадолго до смерти и не была использована в публикации. Заново кодекс был введён в научный оборот в начале 1980 гг. Иваном Васильевичем Лёвочкиным, заведовавшим тогда Отделом рукописей Исторического музея. Научное значение Барсовской Палеи состоит в том, что с открытием этого кодекса коренным образом меняются представления об истории и текстологии хронографической Толковой Палеи, становится ясно, что современная ей Коломенская Палея 1406 г. содержит не первоначальный текст памятника (как полагали исследователи в XIX в.), а его сокращённую редакцию, созданную на рубеже XIV–XV вв., вероятнее всего, в окружении митрополита Киприана. Присутствие в списке начала XV в. талмудических мидрашей окончательно исключает их из числа переводов, связанных с ересью «жидовствующих» (конец XV в.), и позволяет отнести их к домонгольскому периоду. Сопровождающий Палею текст Жития Константина-Кирилла в Барсовской Палее принадлежит к «группе С» (или «новгородской группе»), для которой характерно изобилие архаических чтений, восходящих к архетипу памятника.

 
PR-CY.ru