«БОГ ГОСПОДЬ» - Страница 3

В Типиконе 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после шестой песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс. 117 на четвёртый глас, вслед за двадцатым стихом которого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «̓Исповедайтеся Господеви… (парафраз Пс. 117:21). Типикон Великой церкви X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс. 117:26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поётся на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс. 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен третий праздничный литургийный антифон, стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс. 117:27 содержится в ирмосе девятой песни праздничного канона Космы Маиумского, используемого и в настоящее время. Согласно древним армянским Лекционариям, слова Пс. 117:24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно грузинскому переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в первый день Пасхи. В Типиконе Великой церкви прокимен тот же, но с первым и вторым стихами Пс. 117; он же звучит на литургии первого дня Пасхи и в настоящее время (с первым стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс. 117 с тропарём Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, который поётся перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени). По различным редакциям Студийского устава начальный пасхальный антифон содержал только стихи Пс. 117. В рукописях Иерусалимского устава встречаются старая студийская практика и новая, по которой стихи заимствованы из Пс. 67; иногда рукописи упоминают оба варианта одновременно. В случае использования Пс. 67 к нему нередко присоединялся один (или несколько) стихов из Пс. 117. В ряде рукописей Иерусалимского устава для утрени Пасхи назначаются стихи Пс. 67:2, 3, 3b – 4a и 117:24. Такой состав начального пасхального антифона зафиксирован, в частности, в московских печатных изданиях Иерусалимского устава, в том числе и в Типиконе, использующемся ныне в Русской православной церкви. Стихи из Пс. 117 также входят в состав третьего праздничного антифона и прокимна (тот же, что и в неделю ваий) на литургии праздника Богоявления, а стих 26b-27a поётся на Божественной литургии во весь год (кроме Светлой седмицы) при изнесении Святых Даров для причащения мирян.



 
PR-CY.ru