«БОГ ГОСПОДЬ» - Страница 2

В седмичные дни в память святого – это тропарь святого дважды, «Слава, И ныне:», богородичен; в память двух святых – тропарь первого святого дважды, «Слава:», тропарь второго святого, «И ныне:», богородичен; в Господские и Богородичные праздники без соединения с другими последованиями – тропарь праздника дважды, «Слава, И ныне:», тот же тропарь в третий раз; в попразднства и предпразднства, а также при соединении службы Господского или Богородичного праздника со службой святого тропарь праздника тоже поётся трижды, а тропарь святого – на «Слава»; при соединении служб двух праздников (или службы праздника с попразднством или предпразднством) поётся тропарь первого праздника дважды, «Слава, И ныне:», второго (обычно на это место ставится тропарь Богородичного праздника). В воскресные дни на «Бог Господь» поётся воскресный тропарь, «Слава:», тропарь святого (если есть), «И ныне:», богородичен; если в воскресенье случаются два святых с тропарями, тропари поются по одному разу: воскресный, первого святого, «Слава», второго святого, «И ныне:», богородичен. Указанные варианты не описывают полностью весь устав пения тропарей на «Бог Господь»; возможны случаи сложных сочетаний тропарей (например, в седмицу после недели жён-мироносиц), существует целый ряд правил о выборе богородична. В русской рукописной традиции стих «Бог Господь» с нотацией фиксировался в Октоихе и позднее в обиходе (XVII в.). В знаменном распеве мелодии «Бог Господь» близки к напевам прокимнов восьми гласов (до XVIII в. эти же напевы обычно использовались для распевания последних слов тропарей). В русской церковной музыке XVIII–XX вв. существуют разные варианты пения «Бог Господь» (обычно поётся на напев тропаря). Псалом 117имел хвалебное значение уже в иудейском богослужении. Судя по его содержанию, он был составлен для одного из главных ветхозаветных праздников – как полагают исследователи, для праздника Кущей. В синагогальной практике псалом вошёл в состав галлела (букв. – хвала), исполняемого на утренней службе праздников Пасхи и Пятидесятницы, восемь дней праздников Кущей и Обновления, а также в дни новолуний. В христианском богослужении Пс. 117 имеет особое значение в богослужении праздников Входа Господня в Иерусалим и Пасхи, что, исследователи объясняют его связью с иудейской традицией. Согласно древним армянским Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс. 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий».

 



 
PR-CY.ru