«БОГ ГОСПОДЬ»

«БОГ ГОСПОДЬ» – песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс. 117. В чинопоследовании утрени по палестинскому Часослову, который используется Студийским и Иерусалимским уставами всех редакций, «Бог Господь» со стихами занимает место в начале утрени после шестопсалмия и великой ектении. Ему противопоставляются аллилуиарии, исполняемые вместо «Бог Господь» на постовой или субботней заупокойной утренях, когда совершается так называемая служба с Аллилуия. В различных редакциях Студийского устава служба с Аллилуия была обычной службой будних непраздничных дней всего года, поэтому пение «Бог Господь» указывало на праздничность дня. По Типикону, используемому ныне в Русской православной церкви, служба с Аллилуия совершается только в седмичные дни Великого поста и в некоторые дни трёх других (так называемых малых) постов, из-за чего «Бог Господь» стало восприниматься как повседневное песнопение, а будничный утренний аллилуиарий (со стихами Ис. 26:9a, 9b, 11b, 15) – как постовое. Служба с «Бог Господь» должна совершаться во все воскресенья, во все дни, имеющие любой праздничный знак, в пред- и попразднства, в дни памяти тех святых, кому Типикон назначает тропарь. При этом памяти святых без тропаря встречаются только в период Великого поста; в периоды малых постов некоторые дни имеют надписание «аллилуия или тропарь», что говорит о возможности выбора между службой с «Бог Господь» или с Аллилуия; день без тропаря вне многодневных постов остался в современном Типиконе только один – 16 июля. По форме «Бог Господь» напоминает великий прокимен – основной стих поётся хором после каждого из четырёх дополнительных: «»Поётся же Бог Господь дважды», но в отличие от прокимна «Бог Господь» после четвёртого стиха и последнего повторения ещё один раз (с разделением надвое) не повторяется. В древности «Бог Господь» пели несколько иначе: в послании Киевского митрополита Фотия во Псков от 1419 г. указывалось, что «Бог Господь» на утрене поют пять раз, однако при этом упомянуты только три дополнительных стиха (Пс. 117:1, 17 и 23b). «Бог Господь» поётся на глас первого из следующих за ним тропарей. Типиконы предписывают возглашать стихи «Бог Господь» канонарху, что сохраняется в практике греческих монастырей; в Русской православной церкви, как правило, стихи возглашает диакон или священник, произносивший прошения великой ектении. На молебне «Бог Господь» исполняется так же, как на утрене; в греческих церквах на молебне обычно поётся только Пс. 117:27a+26a трижды, без других стихов. По современному Типикону, на «Бог Господь» (т.е. сразу после «Бог Господь») поются три или четыре тропаря.

 



 
PR-CY.ru