Словарь по христианству Б БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на Софийской стороне в Неревском конце, на берегу реки Волхов. Монастырь основан в начале XIV в. Согласно Новгородской первой летописи, в 1312 г. Новгородский архиепископ Давид заложил каменную церковь Николая Чудотворца на «своём дворище», т.е. принадлежавшем ему пустующем дворе. Когда в 1313 г. храм был построен и освящён, архиепископ «чернеци совокупи», устроил при нём монастырь. В 1458 г. на Новгородскую кафедру был избран по жребию игумен Белого монастыря святитель Иона. В Новгородской первой летописи подчёркивается, что архиепископ Иона пользовался уважением у новгородцев, которые собрались в обитель, чтобы приветствовать новопоставленного святителя. В результате пожара в 1463 г. «выгорела половина святого Николы», т.е. половина монастыря, в огне расплавились два «чюдных» колокола. Вместо сгоревших по распоряжению архиепископа Ионы на «Десятине» (т.е. в Десятинном монастыре) отлили два новых колокола. В XIV–XV вв. Белый монастырь входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских обителей. По мнению Валентина Лаврентьевича Янина, он был кончанским и находился под патронатом Неревского конца города. Поэтому не случайно после присоединения Новгорода к Москве его земельные владения, как и других кончанских монастырей, в первую очередь, подверглись конфискации, было изъято в казну 156 обжей земли. В XVI в. Белый монастырь получил новые пожалования от московских царей. Грамотой Фёдора Ивановича обители передавались в безоброчное владение пустые дворовые места в Кожевниках (район города близ монастыря). Грамота упоминает о трёх монастырских храмах: Николая Чудотворца с придельной церковью апостолов Петра и Павла, надвратной («на сенях») церковью пророка Илии (построена в 1521 г. игуменом Илиёй Цветным). Со времени основания Белый монастырь оставался особножитным. После 1528 г., когда Новгородский архиепископ Макарий ввёл в новгородских обителях общежительный устав, Белый монастырь, в числе немногих, его не принял. Только в 1552 г. по указу Новгородского епископа Пимена (Чёрного) в монастыре впервые было введено общежитие. Но в писцовой книге конца XVI в. Белый монастырь вновь назван «особным», там же упомянуты две отдельно стоящие каменные церкви: Илии пророка и Николая Чудотворца с приделом апостолов Петра и Павла. После разгрома Новгорода шведами в начале XVII в. храмы Белого монастыря были разграблены и оставлены без кровель. Согласно описи Новгорода 1615 г., тёплая церковь пророка Илии существовала при трапезной палате. Как полагают исследователи, она была построена после введения в монастыре общежительного устава, т.е. после 1552 г. Одноимённая надвратная Ильинская церковь XV в. к тому времени была утрачена. В пожаре 1672 г. сгорели кровля и главы Никольской церкви и придела апостолов Петра и Павла, а также деревянные трапеза у придела и паперть у главного храма. В 1675 г. Белый монастырь назван среди степенных новгородских обителей, игумены которых заседают выше протопопов Софийского, Знаменского и Никольского. В 1685 г. Белый монастырь приписали к Дому св. Софии и учредили при нём общественную больницу. К 1749 г. за ним числилось 328 крепостных крестьян.

 



 
PR-CY.ru