БЕЛОГО МОНАСТЫРЯ ЕВХОЛОГИЙ

БЕЛОГО МОНАСТЫРЯ ЕВХОЛОГИЙ – коптская литургическая рукопись предположительно X–XI вв. Первоначально состояла, по крайней мере, из 15 тетрадей (248 листов), сохранилась в виде четырёх разрозненных частей в библиотеках Парижа, Ватикана, Лондона и Каира. Э. Ланн показал, что эти единицы хранения являются частями одной рукописи, происходящей из Белого монастыря (Египет). Текст написан на пергамене коптским литургическим унциалом в два цвета (чёрный и красный); размер – около 29х23 см; число строк на странице – от 27 до 33 (всего около 800 символов). Язык рукописи – саидский диалект коптского, со множеством грецизмов, что указывает на то, что текст является переводом с греческого. Издание Евхология Белого монастыря осуществил Э. Ланн в 1958 г. Содержание сохранившихся частей: молитва на преломление Святого Хлеба (предположительно из сирийской литургии, приписываемой Тимофею Александрийскому); молитвы до и после «Отче наш»; фрагмент разрешительной молитвы; фрагмент коптской анафоры, носящей имя Григория Богослова; intercessio из коптской анафоры Кирилла Александрийского; intercessio из неизвестной анафоры; фрагмент западно-сирийской анафоры Иоанна из Бостры; славословие некой молитвы (анафоры?); фрагмент анафоры александрийского типа, приписываемой апостолу Фоме; фрагменты западно-сирийской анафоры Севира Антиохийского; фрагменты неизвестной анафоры западно-сирийского типа; окончание неизвестной анафоры; анафора западно-сирийского типа, надписанная именем апостола Матфея; начальная часть анафоры, названной именем апостола Иакова; две различные молитвы на преломление Святого Хлеба; три частично сохранившиеся благодарственные молитвы; фрагменты двух главопреклонных молитв; заключительная часть предположительно анафоры Василия Великого; фрагменты трёх молитв на преломление Святого Хлеба; молитвы из чинопоследования таинства брака. Многие молитвы из Евхология Белого монастыря сирийского происхождения, что говорит о влиянии сирийской Яковитской церкви на Коптскую; встречается ряд параллелей с текстами, сохранившимися только в эфиопской традиции. Евхологий Белого монастыря, содержащий целый ряд молитв (в первую очередь, анафор), не известных из других памятников, является важным источником как по истории богослужения Коптской церкви, так и христианского богослужения вообще.

 
PR-CY.ru