БАРБЕРИНИ ЕВХОЛОГИЙ

БАРБЕРИНИ ЕВХОЛОГИЙ – древнейшая из сохранившихся рукописей византийского Евхология. Название «Евхологий Барберини» исследователи считают не вполне корректным, т.к. в собрании Барберини насчитывается 32 рукописных Евхология; Евхологий Барберини является важнейшим из них. Рукопись создана не раньше 730 г. и не позднее начала IX в., как полагают исследователи, в Южной Италии; написана на пергамене поздним библейским унциалом западного типа; размер листов, в среднем, – 190х133 мм; площадь, занимаемая текстом, – в среднем, 135х80/85 кв. мм. Написанный по-гречески кодекс первоначально состоял из сорока тетрадей (кватернионов), из них четыре ныне утрачены (первая, вторая, третья и восьмая), две, находившиеся в начале (четвёртая и пятая), приплетены к концу кодекса; Евхологий занимает листы 1–263, в то время как листы 266–279 (первоначальные четвёртая и пятая тетради кодекса) содержат апостольские каноны и выдержки (молитвы рукоположений) из VIII книги «Апостольских постановлений». На листе 279v латинским унциалом записана римская молитва на благословение молока и мёда. К началу XV в. Евхологий Барберини принадлежал гуманисту Никколо Никколи и был завещан им в монастырь св. Марка во Флоренции; в XVII в. рукопись становится частью коллекции кардинала Барберини, хранящейся ныне в библиотеке Ватикана. В 1995 г. Евхологий Барберини был издан Стефано Паренти и Еленой Велковской, но издатели сочли возможным подвергнуть текст рукописи некоторым исправлениям (это специально отмечено ими в предисловии), что вызвало справедливую критику со стороны ряда исследователей (в частности, Андре Жакоба, который готовит новое издание рукописи). Листы 266–279 были изданы М. Месже в 1987 г. в составе критического издания «Апостольских постановлений». Многие молитвы и чины Евхология Барберини были изданы ещё в XVII в. Жаком Гоаром; в настоящее время – Михаилом Арранцем, Андре Жакобом и др. Состав Евхология Барберини: литургия Василия Великого (утрачен значительный фрагмент анафоры (institutio, анамнесис, эпиклеза, бóльшая часть intercessio), находившийся в утраченной восьмой тетради, между листами 16 и 17 по современной пагинации); литургия Иоанна Златоуста; литургия преждеосвящённых Даров; молитвы песненных вечерни, полунощницы, утрени, молитвы первого, третьего, шестого, девятого часов, тритекти; молитвы наречения имени на восьмой и воцерковления на сороковой день после рождения ребёнка; молитва в начале оглашения; экзорцизмы над оглашаемым; заключающий оглашение чин отречения от сатаны и сочетания со Христом; последование крещения и миропомазания, за которым совершается евхаристия; молитва на омовение св. мира; чин великого водоосвящения на Богоявление; молитвы песненной паннихис; последование освящения мира в Великий четверг; более торжественный вариант предкрещального чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, совершаемый патриархом в Великую пятницу; последования принятия в церковь обращающихся от различных ересей; молитва на основание храма; чинопоследование на освящение новосооружённого храма и чинопоследование положения в нём святых мощей (в более поздних рукописях и в печатных книгах оба чина объединены в один); последования хиротоний епископа, пресвитера, дьякона и дьякониссы, а также поставлений иподьякона и чтеца или певца, избрания игумена; молитва над мужчиной и молитва над женщиной, принимающими монашеский постриг; чин поставления императора; молитвы патриарха о царе; чин поставления архонтов; разные молитвы, в том числе молитвы чинопоследований таинств брака, елеосвящения, покаяния; молитвы на раздаяние ваий в воскресенье Входа Господня в Иерусалим и на умовение ног в Великий четверг; коленопреклонные молитвы Пятидесятницы; разные молитвы; чин пострижения в монахи и связанные с ним молитвы; экзорцизм; молитвы при пострижении в монахини; молитвы об усопших; разные молитвы; тринадцать различных заамвонных молитв; дьяконские ектении на разные случаи. Как видно, Евхологий Барберини весьма полный по составу. Несмотря на то что он содержит целый ряд чинов, связанных с участием Константинопольского патриарха (например, отречения от сатаны и сочетания со Христом Великой пятницы или поставления императора), приводимые в нём формуляры литургий отражают периферийную литургическую практику (формуляр литургии Иоанна Златоуста, по классификации А. Жакоба, принадлежит к древней итало-греческой редакции) и, в частности, содержат целый ряд молитв, не встречающихся в Евхологиях, отражающих чистую константинопольскую традицию.

 
PR-CY.ru