БАЛАСИС - Страница 2

Правитель Молдавии Александр Маврокордат (1636–1709 гг.) после смерти своей жены писал Баласису, что боль от этого несчастья «успокоила сладость твоего письма». До настоящего времени дошло только одно письмо Баласиса – епископу Санторинскому Неофиту, с датой и подписью: «1698, мая 24-го, великий скевофилакс Баласис». Из рукописей известно, что его учителем был архиерей Герман, митрополит Новых Патр, ему Баласис посвятил многолетие, «поющееся в честь святейшей кафедры Новых Патр, архиерействующу нашему учителю господину Герману, глас четвёртый». Обширное музыкальное творчество Баласиса имеет большое значение для истории греческого церковного пения, его песнопения широко распространены в рукописях. Он стремился восполнить недостающее в музыкальной традиции, что выразилось в создании им первого полного цикла Великих славословий на все гласы. Баласис также составил многолетия для всех патриарших престолов с прекрасными 15-сложными стихами. С него начинается переход от второго к третьему периоду истории греческой певческой нотации, т.к. он первый начал заниматься анализом и «истолкованием» («расшифровкой») краткой «стенографической» симиографии и предпринял такой опыт на примере заупокойного Трисвятого и «Аллилуия» византийского мелурга Феодула Монаха. Заупокойное Трисвятое, «называемое афинским, поющееся медленно, глас второй плагальный», и его «истолкование» с помощью удвоенного числа знаков нотации для записи мелоса содержатся в Пападики, искусно выполненном рукой Баласиса. Третий период поствизантийской истолковательной симиографии, начатый Баласисом, продолжался до появления в 1814 г. нового метода аналитической нотации. Баласис известен и как переписчик рукописей. Почти всё его музыкальное творчество сохранилось в его автографах. Полное собрание творений Баласиса и его Ирмологий дошли до нас в рукописях доместика Иверского монастыря Космы Македонца, товарища Баласиса по учебе. Музыкальные сочинения Баласиса 1) Отдельные кодексы: Ирмологий и Прологарий. 2) Песнопения служб суточного круга: вечерни – великие кекрагарии (стихи «Господи, воззвах») на восемь гласов; утрени – полиелей первого гласа, пасапноарии (хвалитные стихи) на восемь гласов, самогласны по 50-м псалме, мегалинарии девятой песни канона (стихи из Песни Богородицы) на восемь гласов, Великие славословия на восемь гласов, многолетия. 3) Песнопения Божественной литургии, аллилуиарии на восемь гласов, херувимские – два осмогласных цикла, воскресные причастны – два осмогласных цикла, седмичные причастны на восемь гласов, причастны всего года – полный комплект. 4) Икиматарий: строфы Акафиста Богородице – кукулий и икосы. 5) Матиматарий: 18 Богородичных и 20 праздничных матим. 6) Калофонический Ирмологий: 25 ирмосов. 7) Энкомий «наилучшему» (хвалебное песнопение хозяину дома на праздничной трапезе) «Насытивший людей». 8) «Истолкования»: заупокойное Трисвятое и аллилуиарий. 9) Турецкая песня.



 
PR-CY.ru