«БЛАЖЕН МУЖ» - Страница 3

Указания русских Типиконов XV – начала XVII вв. о «Блажен муж» аналогичны указаниям греческих рукописей Иерусалимского устава и современного русского Типикона. В русских окозрительных уставах часто встречается служба, когда на вечерне поют «Блажен муж», хотя на утрене нет полиелея: 1 сентября (когда и в настоящее время совершается такая служба), 28 сентября, 19 октября, 5 и 8 ноября, 11 и 27 января, 9 февраля, 11 и 30 марта, 26 апреля, 2 и 28 мая, 9 и 15 июля. Русский первопечатный дониконовский Типикон 1610 г. при пении первой кафизмы в субботу вечером указывает малую ектению только после окончания всей кафизмы. Эта традиция отражена и в певческих книгах, и даже в принятом ныне в РПЦ Служебнике. В Типиконе 1634 г. малая ектения назначается после каждой «славы». В афонских монастырях в настоящее время «Блажен муж» всегда поётся или читается в субботу вечером, за исключением Господских праздников. Различается манера стихословия «Блажен муж» на бденной и полиелейной службе: в дни памяти полиелейных святых «поскору (на пятый глас) поётся первая «слава» первой кафизмы»; в дни памяти бденных святых «после произнесения диаконом великой ектении чтец возглашает: «Муж. Аллилуия», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на восьмой глас». В великие Богородичные праздники «Блажен муж» отменяется (кроме воскресений). В великие Господские праздники «Блажен муж» всегда опускается, даже при совпадении с воскресным днём (некоторые монастыри (например, св. Павла) сохраняют воскресное стихословие «Блажен муж»). В престольные праздники «Блажен муж» тоже опускается. По приходскому Типикону Виолакиса, используемому ныне в греческих церквах, «Блажен муж» употребляется примерно так же, как и в русских. Различие в том, что «Блажен муж» не поётся накануне Рождества Христова, Богоявления, Преображения (даже если они случаются в воскресный день) и Пятидесятницы. Но на праздники Входа Господня в Иерусалим, Антипасхи, а также Воздвижения, случившегося в воскресный день, «Блажен муж», как и в РПЦ, поётся. Фессалоникийский архиепископ Симеон (ум. в 1429 г.), истолковывая «Блажен муж» на вечерне, видит в поэтических образах Пс. 1–3 историю воплощения и домостроительства Слова Божия, называя Его «Блаженным мужем», не сотворившим греха. Он особенно отмечает слова Пс. 3:8: «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой». По указаниям монашеских уставов, первая «слава» «Блажен муж» всегда исполняется на четвёртый плагальный (в русской традиции – восьмой) глас. В воскресный день вторая и третья «славы» поются на глас недели.

 



 
PR-CY.ru