Словарь по христианству Б «БЛАЖЕН МУЖ»

«БЛАЖЕН МУЖ»

«БЛАЖЕН МУЖ» – в православном богослужении название первой кафизмы Псалтири (Пс. 1–8) или её первой «славы» (первой трети, «первого антифона» – Пс. 1–3) по начальным словам Пс. 1:1. «Блажен муж» обычно поётся на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Блажен муж» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Блажен муж» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, её начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении Константинополя VI–XII вв. – песненном последовании – Пс. 1 и 2 с припевом Аллилуия» составляли первый изменяемый антифон в субботу вечером, с которого начиналось пение рядовой Псалтири. В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба). В Типиконе (памятнике иерусалимского богослужения IX–X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения), – «Блажен муж» поётся в Великую субботу вечером. В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, первая кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (IX в.) начинается с первой кафизмы, без указаний, когда следует её исполнять; вслед за кафизмой выписан первый час и другие службы суточного круга. Издатель Часослова Хуан Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впоследствии изменил своё намерение и решил переписывать Часослов. Такое объяснение представляется исследователям неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещённом перед первой кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав, как и в более поздний Иерусалимский. Согласно любой из известных ныне редакций Студийского устава, «Блажен муж» – неотъемлемый атрибут воскресной службы и стихословится в субботу вечером. Связь «Блажен муж» с воскресной службой проявляется в ранних студийских памятниках – «Ипотипосисе» (IX в.), «Диатипосисе» Афанасия Афонского (до 1000 г.) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. По этим Типиконам в неделю Антипасхи вечером указано пение «Блажен муж», т.к. воскресная служба переносилась на понедельник. Таким образом, рядовая Псалтирь начиналась вечером в воскресенье, а на саму Антипасху кафизм не было. В более поздних памятниках подобная практика не встречается. Кроме воскресной службы студийские и иерусалимские Типиконы указывают петь «Блажен муж» также и на вечерне под большие праздники, вероятно, для того, чтобы уподобить праздничную службу воскресной; «Блажен муж» заменяет собой стихословие вечерней кафизмы (18-й или рядовой). «Диатипосис» Афанасия Афонского предписывает петь «Блажен муж» на вечернях под Господские праздники, в дни памяти Иоанна Предтечи, апостолов и других почитаемых святых, «в которые имеем отдых от трудов».

 



 
PR-CY.ru