БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 4

Таким образом, в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божьей Матери. Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – современный Типикон в случае совпадения с воскресным днём не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греческой практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день. Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Исследователи сравнивают особый устав этого дня с уставом других недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 января, Новолетия 1 сентября, Изнесения Древ Честного Креста 1 августа, Перенесения Убруса Господня 16 августа), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поётся входной стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию, – Пресвятая Богородица и праведный Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (первый обращён к Божьей Матери, а второй – к Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и многих других песнопениях праздника. В Западной церкви Богородичные праздники (кроме, как полагают исследователи, Благовещения) установлены несколько позднее, чем на Востоке, часто под восточным влиянием. Первый Богородичный праздник (Рождество Святой Марии) был введён в Риме во второй половине VI в. и праздновался 1 января, в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова (с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне). В современном католическом месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сентября не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд других Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 января (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы (память иногда встречается и в восточных месяцесловах под 25 сентября). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 августа – праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 октября – память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 декабря (в православной церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника – Представление (во храм) Господа (Praesentatio Domini).



 
PR-CY.ru