БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 3

В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поётся не на своём обычном месте (на «Слава: » на хвалитех – её место занимает самогласен праздника), а перед первым часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отражённой в старопечатных русских книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение всё же прочитывалось, – после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из двух воскресных тропарей – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие. Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав. В Общей Минее, во второй главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и другие службы Общей Минеи: три цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон восьмого гласа (ирмос, два кондака с икосом к первому, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии). Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божьей Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших. На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть три паремии: Быт. 28:10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел апостол Иаков во сне), Иез. 43:27 – 44:4 (описание затворённых врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч. 9:1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных трёх имеет ещё две особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1:39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идёт о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно её повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп. 2:5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времён) или Евр. 9:1–7 (где говорится о Скинии Завета – как полагают исследователи, потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк. 10:38–42, 11:27–28 (Пресвятая Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в главе 11-й приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк. 1:40 (стих: Лк. 1:41) или Пс. 44:18a (стих: Пс. 44:2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс. 44, причастен – из Пс. 115:4. В системе Октоиха особенное воспоминание Божьей Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, императрица Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а патриарх Тимофей I (511–518 гг.) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице.

 



 
PR-CY.ru