Словарь по христианству Б БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ

БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ

БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ – дни церковного календаря, посвящённые особенному прославлению Божьей Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» («История Иакова о рождении Марии», вторая половина II в), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; ещё до первого Вселенского собора (325 г.) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме. Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рождённого – это отражено в проповедях на Рождество Христово многих древних церковных авторов (Зенона, епископа Веронского (конец IV в.), Максима, епископа Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), папы Льва I Великого (440–461 гг.) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак шестого гласа, но он также повествует о Рождестве Христа. Таким образом, Рождество Христово обычно называют первым Богородичным праздником. Во многих обрядах дни, посвящённые прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству. В Иерусалиме в V в. посвящённое Божьей Матери общее празднество, согласно древнему армянскому Лекционарию, совершали 15 августа (проповедь Хрисиппа Иерусалимского, V в.). Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божьей Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают исследователи, в IV в. (согласно армянскому автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено императором Маврикием (592–602 гг.); известно также, что императрица Пульхерия (399–453 гг.), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Её на небо на третий день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в., где приведён тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» (тот же, что поётся на этот праздник и в настоящее время). Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греческих месяцесловах VIII в., но в греческой церкви отмечался с IX в., причём долгое время не имел той торжественности, которая присуща другим Богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой церкви (IX–X вв.) при нём не даётся никакой службы, а в рукописи X в. указана служба с литией.

 



 
PR-CY.ru