БУКВАРИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА - Страница 3

В некоторых букварях церковнославянского языка (М., 1634, 1637, 1657, 1664, 1679, 1694 гг.) есть раздел («Число церковное», «Числа»), раскрывающий числовое значение церковнославянских букв. Материалы в букварях церковнославянского языка (буквы, слоги, грамматические примеры, богословские сентенции) располагаются в алфавитном порядке. Эволюция восточнославянского букваря предстаёт как его структурно-тематическое усложнение. Расширялась грамматическая часть. Например, в букваре 1657 г. в разделах «Просодия верхняя, или ударение гласа» и «Строчная препинания» кратко излагаются соответствующие разделы грамматики Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. В ряде букварей в разделы о «просодии» включаются терминологические словарики, объясняющие названия ударений и знаков препинания. Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов ввёл в свой букварь 1701 г. начальную фонетическую классификацию – «О разделении писмен славенских въкратце по грамматице». Усложнялась и текстовая часть букварей церковнославянского языка. В третий букварь Ивана Фёдорова (1578–1580 гг.), в анонимный букварь «Сиа книжка словенская, рекомая Грамматика» (Острог, 1598 г.), в печатные буквари Василия Фёдоровича Бурцова-Протопопова (М., 1634, 1637 гг.) была включена апология славянского письма – трактат Черноризца Храбра «О писменех» под заглавием «Сказание, како состави святыи Кирил Философ азбуку по языку словенску и книги преведе от греческих на словенскии язык» (конец IX в.). Увеличивается число катехизических текстов: в хрестоматийной части букварей церковнославянского языка приводятся десять заповедей Ветхого Завета, шесть совершенств и девять блаженств Нового Завета, четыре добродетели евангельские и проч. Начиная с виленского издания 1621 г. многие буквари церковнославянского языка включают отрывки из ветхозаветных книг (Притчи Соломоновы, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Книга Товит и др.), из посланий апостола Павла, расширяется состав молитв. В московском букваре 1657 г. и в ряде последующих публикуется Катехизис Стефана Зизания («Изложение о православной вере, кратким вопрошением и отвещанием, удобнейшаго ради познания детям христианским») из «Науки по чтению и разумению писма словесного» (Вильно, 1596 г.). В связи с реформами патриарха Никона в букваре 1657 г. появляется статья о перстосложении при крестном знамении и архиерейском благословении «Како достоит архиерею или священнику благословляти христиан», состоящая из ответов Никону Константинопольского патриарха Паисия, которые были помещены в Скрижали (М., 1656 г.). Симеон Полоцкий включил в свой букварь 1679 г. молебен перед началом учения «Чин благословения отроков во училище учитися священным писаниям идущим» и «Стословец» Константинопольского патриарха Геннадия («Святого Геннадия, Патриарха Константинопольского, о вере»). «Стословец» вошёл также в «Большой букварь» 1696 г. Кариона Истомина.

 



 
PR-CY.ru