Словарь по христианству Б БОРИСОВ Андрей

БОРИСОВ Андрей

БОРИСОВ Андрей (1734–1791 гг.) – киновиарх Выголексинского общежительства (1780–1791 гг.), писатель. Из семьи московского откупщика, после смерти отца возглавил дело. Отказавшись от женитьбы, заинтересовался старообрядчеством, однако московские старообрядцы приняли его крайне осторожно, поскольку он ходил в «немецком платье». Деловые поездки по России совмещал с изучением старообрядчества. В одну из таких поездок, в 1754 г., посетил Выголексинское общежительство и беседовал с наставниками Мануилом Петровым, Трифоном Петровым и Даниилом Матвеевым. Это посещение имело решающее влияние на дальнейшую судьбу молодого человека; вернувшись домой, Андрей Борисов окончательно решил присоединиться к старообрядчеству. После паломничества в Киево-Печерскую лавру год прожил тайно у московских беспоповцев. При старообрядческом перекрещивании принял имя Феодор. В 1756 г. переселился в Выговское общежительство, его духовным отцом и литературным наставником стал Мануил Петров. В 1756 г. перевёз на Выг мать Пелагею Михайловну и отдал на нужды общежительства всё своё состояние. В последующие годы Андрей Борисов, уже как представитель выговской общины, ездил по России и вёл беседы о древнем благочестии; часто бывая в Москве и Санкт-Петербурге, завёл полезные знакомства, в том числе с петербургским генерал-губернатором Устином Сергеевичем Потаповым, князем Григорием Александровичем Потёмкиным. В 1780 г. (несмотря на преследовавшие Андрея Борисова наговоры) был выбран настоятелем. Согласно старообрядческому преданию, во многом благодаря его хлопотам состоялись указы императрицы Екатерины II 1782 и 1783 гг. об отмене двойного налога на старообрядцев и запрещении употреблять в официальных документах слово «раскольник». С именем Андрея Борисова связан период возрождения духовной и материальной жизни Выговского общежительства. Киновиарх разработал проект создания на реке Выг «старообрядческой академии», осуществлению которого помешали три сильнейших пожара 1787 г. в мужском и женском общежительствах и смерть Андрея Борисова. Был человеком широко образованным, приверженцем идей французского Просвещения, известным писателем позднего старообрядчества, продолжившим жанровые и стилистические традиции выговской литературной школы. Его литературное наследие включает в себя около 30 сочинений, сохранившихся в рукописях, и ещё около 10, указанных Павлом Лбопытным. Основной труд – Житие Андрея Денисова, написанное не позднее 1787–1788 гг. на основании письменных и устных источников и содержащее наряду с полной биографией Андрея Денисова подробное изложение истории общежительства. Ряд сочинений Андрея Борисова посвящены почитанию мощей святых, пониманию благочестия, таинству брака. Его перу принадлежат также сочинения исторические («Краткое повествование» о Выгорецком общежительстве, 1790 г.), поучения (на Четыредесятницу и Пятидесятницу), четыре Слова на обновление выговских храмов после пожара (1788 г.), Слово на день памяти Андрея Денисова (1787–1788 гг.), Слово на перенесение из Москвы в Лексинскую обитель образа Спасителя; сочинения автобиографического характера («Благодарное возответствие за произносимыя приветствия», «Прискорбное поведание»). В сочинениях Андрея Борисова, написанных с полным соблюдением правил риторики, насыщенных цитатами из Священного Писания, нашли отражение идеи, господствовавшие в Выголексинском общежительстве в конце XVIII в.: необходимость обновления памяти о первых киновиархах и правил монастырского общежития, духовное утешение в случающихся невзгодах. Андрей Борисов, прилагавший усилия к объединению различных течений старообрядчества, вёл обширную переписку с руководителями других беспоповских общин, в том числе Гавриилом Иларионовичем Скачковым, Василием Емельяновым.

 
PR-CY.ru