БАТОВ Дионисий Васильевич

БАТОВ Дионисий Васильевич (1825–1910 гг.) – наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия, автор многочисленных статей публицистического характера. Из семьи потомственных староверов-поморцев, известной начитанностью в духовных вопросах. Отец Д.В. Батова служил столоначальником при Тульском императорском оружейном заводе. После смерти отца Д.В. Батов поступил на его место (1850 г.), однако вскоре ушёл с завода, работал в различных частных конторах и учреждениях. В доме Батовых ежедневно совершались богослужения, после окончания которых Д.В. Батов с благословения настоятеля читал вслух свои статьи или произносил поучения. В 1880 гг. его пригласили преподавать в старообрядческую школу в Саратове, для чего он уже в зрелом возрасте, сдав экзамен в Саратове, получил звание учителя народных училищ. Д.В. Батов преподавал церковнославянскую грамоту, Закон Божий, русский язык и арифметику. Через семь (по другим данным, через пять) лет школу закрыли, Д.В. Батов вернулся в Тулу, где его избрали настоятелем городской общины брачных поморцев. Главной его заслугой, по мнению единоверцев, являлась апологетическая и педагогическая деятельность. Все выдающиеся начётчики и многие настоятели поморских общин конца XIX – XX в. (Терентий Акимович Худошин, Андрей Александрович Надеждин, Лев Феоктистович Пичугин, Р.З. Дмитриев, И.М. Цветков) считали Д.В. Батова своим наставником, многих поморцев он обучил знаменному пению и крюковому письму. Д.В. Батов вёл обширную переписку со старообрядцами Сибири, Приуралья, Прибалтики, Поволжья, Дона, Кавказа. Свои письма, в которых разбирались актуальные вопросы старообрядческой жизни, он объединял в брошюры, гектографировал и рассылал по России. Поморцы называли эти брошюры «летучей академией» и «духовным университетом», поскольку труды Д.В. Батова в некоторой мере восполняли отсутствие у старообрядцев специальных учебных заведений. В старообрядческой среде имели широкое хождение более 300 его сочинений, наиболее известными были «О богопрославленных поморских сподвижниках», «Броня правды (апологетическое исследование)», «О разномыслии старообрядцев», «О способах самоличного спасения», «Благосовещание настоятелей», «Общение с внешними», «Врачевание бракоборного недуга», «”Двоедушие” единоверческих униатов», «Замечание сопровождателем 19 столетия», «О вечности священства», «Замечания старообрядцам-беглопоповцам», «Себяпроповедники», «Взгляд на главные знамения пререканий 1666 г.», «Взгляд на качество миссионерских беседословий», «Вопросо-ответы об антихристе». Под влиянием брошюр Д.В. Батова в начале XX в. к поморцам присоединились около 3 тыс. донских беглопоповцев во главе с начётчиком К.Г. Фирсовым. За распространение своих сочинений Д.В. Батов в 1885 г. по запросу Тульской консистории был привлечён к суду, который вынес оправдательный приговор. В 1892 г. было возбуждено новое разбирательство, также завершившееся оправданием Д.В. Батова. Он издал в гектографированном виде полный круг певческих книг знаменного распева и уставы: богослужебный, «о христианском житии», «о молитве домашней». Д.В. Батов участвовал в подготовке первого Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак, вёл почти затворническую жизнь, был хорошим оратором, но выступлений не любил. Погребён в Туле.

 
PR-CY.ru