БРАТСКИЕ ШКОЛЫ - Страница 2

В братских школах давалось начальное и среднее образование, причём светское. Первые братские школы назывались греко-славянскими (за исключением виленской и могилёвской), большое внимание уделялось церковнославянскому языку, греческий язык учили не везде, наилучшим образом его преподавали во львовской школе. Очень скоро в программу большинства братских школ было введено преподавание латыни, которая являлась в Речи Посполитой языком судебного делопроизводства, образования и науки, а также польского языка и «простой мовы» (литературный западнорусский язык). Братские школы были устроены по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) – грамматика, риторика и диалектика – и квадривиум (quadrivium) – арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском училище. Занятия начинались 1 сентября, ученики приходили в школу к 9 часам, учились шесть дней в неделю. Уроки заучивались наизусть и ежедневно проверялись аудиторами, которые назначались из учеников. Практиковались классные (exercitio) и домашние (occupatio) письменные упражнения. В старших классах проверка знаний осуществлялась с помощью диспутов по субботам, в киевской школе в конце года устраивались публичные диспуты на латыни. Учителю помогали воспитанники старших классов (протосхолии). Существовала система поощрений, например, лучшие ученики сидели на более высоких местах в классе. Телесные наказания применялись только в младших классах, но учителя обязывались применять их «не тирански». Деление на классы появилось в братских школах в XVII в. В киевской школе было семь классов. В низших – фаре (подготовительном), инфиме, грамматике и синтаксиме преподавались церковнославянский, латинский, греческий, польский языки и «проста мова». В высших классах поэтики, риторики и философии обучение велось на латыни. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики, на праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, часто в стихах. В братских школах Львова, Луцка, Киева осуществлялись театральные постановки, с этой целью издавались драматические диалоги и декламации. Это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов. Большое внимание в братских школах уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств. Церковнославянский язык в братских школах изучали по букварям Ивана Фёдорова и Лаврентия Зизания.

 



 
PR-CY.ru